Линки доступности

Космические высоты российской коррупции


Независимый эксперт Юрий Караш рассказывает о том, как Роскосмос пытается ловить нечистых на руку «космических VIPов»

Многие люди, услышав о коррупции в рамках российской космической отрасли, нередко сокрушенно качают головой: «Ничего святого!». Действительно, покушение на космонавтику, в том числе и финансовое, можно, не боясь обвинений в пафосности, назвать покушением на российское государство и общество.

В современной России фактически не осталось ничего, кроме космонавтики, что позволяло бы РФ заявлять о себе как о развитой научно-технической державе. Космические успехи, пусть и обеспеченные старой техникой, продолжают выполнять важнейшую социальную функцию – поддерживать уважение российского общества к своему государству. Достичь этой цели только с помощью добычи нефти невозможно. Полная замена стартовой площадки на нефтяную вышку в качестве неофициального символа России лучше любых «вражьих голосов» (если использовать советскую терминологию) продемонстрирует россиянам деградацию их страны. А деградантов не уважают.

Чтобы избежать подобной ситуации, Россия должна поддерживать «на плаву» свою космическую отрасль. Плавучесть же эта во многом определяется как средствами, которые отчисляются на космонавтику, так и тем, как эти средства расходуются. Увы, в 1990-е годы и в первое десятилетие 21 века по обеим составляющим данной «плавучести» наносились удары: с одной стороны, космическая отрасль выживала на «голодном пайке», а с другой – даже от этого «пайка» коррупционеры, работавшие в отрасли, умудрялись отхватывать куски. Сотрудники Счетной палаты РФ дипломатично называют это «нецелевым использованием средств».

В начале второго десятилетия нынешнего века положение несколько улучшилось: финансирование космической отрасли было увеличено. В 2013-14 годах в «кошелек» Роскосмоса будет положено из федерального бюджета почти 144 млрд рублей (около 5 млрд долларов). Это – в три с лишним раза меньше, чем бюджет НАСА, но зато на 52,7% больше, чем Федеральное космическое агентство получило в 2011 году. Более того, впервые в постсоветское время общая сумма средств, выделяемых Роскосмосу, превысила 1% от федерального бюджета.

Итак, с первой составляющей «плавучести» ситуация, похоже, стала налаживаться. Но со второй – «нецелевым использованием средств», или, проще говоря, воровством, пока значительного улучшения не видно.

Немного истории, или Свидетельствуют американцы

Есть в США известный эксперт по политическим вопросам исследования и освоения космоса, в частности, по советской/российской космической программе. Зовут его Джеймс Оберг. 18 сентября 1997 года он был приглашен на слушания в Конгрессе по российско-американскому сотрудничеству в космосе. Вот выдержка из его выступления:

«Никакой разговор о нынешнем социальном контексте российской космической деятельности не будет полным без учета растущего числа свидетельств крупномасштабной коррупции и взяточничества в рамках российской космической отрасли. Это – то, с чем непосредственно столкнулись сотни сотрудников американской космической программы, работающие в России. Массовые поступления западных денег на счета российской космической программы не помогают этой программе выйти из состояния банкротства, а ее руководители в то же время строят себе кирпичные виллы по полмиллиона долларов каждая (напомним – это 1997 год и в то время дом стоимостью в полмиллиона считался весьма дорогим – Ю.К.). Эти руководители берут деньги из зарплат тысяч рабочих, которые не только получают маленькие зарплаты, но получают порой с задержкой в несколько месяцев».

Факты о полумиллионных домах, построенных лицами, входившими в состав руководства российской космической программы, были подтверждены сотрудником телеканала WFAA (техасским подразделением корпорации ABC), журналистом Байроном Харрисом во время его поездки в Москву в 1997 году. Интерес Харриса к этой теме возник после того, как расквартированные в Москве и Звездном городке (Центре подготовки космонавтов – ЦПК) сотрудники НАСА рассказали ему об этих дорогих виллах, находящихся в собственности российских «космических VIPов», чьи готовые зарплаты не превышали 12 000 долларов в месяц. Многие их этих вилл были построены рядом со Звездным городком.

7 октября 1998 года в Конгрессе прошли очередные слушания по сотрудничеству с Россией в космосе, в ходе которых вновь были приведены свидетельства коррупции в верхних административных эшелонах российской космической программы.

«Черная дыра» Байконура

В 1990-е годы в бедственном положении оказалась не только космическая промышленность, но и инфраструктура, обеспечивающая космические запуски. Речь идет, конечно, в первую очередь о главной «космической гавани» России – космодроме Байконур.

Чтобы как-то помочь космодрому (далее – информация с официального сайта Арбитражного суда г. Москвы), Россия и Казахстан подписали в 1995 году соглашение, в соответствии с которым компании двух стран, участвующие в работах на космодроме, а также занимающиеся товарно-бытовым обеспечением города, получают значительные налоговые преференции. Глава администрации получил право предоставлять льготы по налогообложению средств, поступающих в городской бюджет. Единственная оговорка, действовавшая на территории этой «оффшорной» зоны, состояла в том, что все льготы должны были предоставляться в соответствии с российскими законами и под контролем российского правительства.

Однако позже выяснилось, что на территории Байконура был зарегистрирован ряд фирм, не уплативших в бюджет огромные суммы налогов и сборов. Как образно выразился известный публицист и депутат Госдумы Александр Хинштейн, деньги эти исчезли в «черной дыре Байконура». Схемы «уходов» от налогов по простоте своей были сравнимы с обманом рыночным «наперсточником».

Вот, например, одна из них. Организация заключала договоры аренды оборудования с нефтеперерабатывающими предприятиями в разных регионах Российской Федерации, становясь при этом как бы производителем бензина. А перед этим предусмотрительно подписывала договор о налоговых освобождениях и инвестициях с администрацией города Байконур. То есть нефтеперерабатывающие заводы сдавали в аренду мощности специально зарегистрированным в Байконуре подставным фирмам с численностью персонала в несколько человек и без каких-либо производственных фондов. Таким образом «производителями» бензина становились «пустышки», но освобожденные от обязанности платить налоги в государственную казну.

Правовой и экономический беспредел, воцарившийся на космодроме, стал выделяться даже на фоне тотальной коррупции, поразившей Россию. Только за 2001 год из-за действий байконурских «пустышек» российский бюджет недополучил порядка 20 миллиардов рублей.

В итоге Арбитражный суд Московской области признал договоры незаконными и обязал взыскать с одного из главных фигурантов упомянутых схем – ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» 29 миллионов 336 тысяч 240 рублей в доход бюджета России, что и было сделано. Читатели обратят внимание на несоответствие цифр: недоплачено около 20 миллиардов рублей, а взыскано в качестве штрафа лишь около 30 миллионов рублей, что в 666 раз меньше «уведенной» суммы. Увы, это все, что удалось доказать.

Американское «покрывало» для российской коррупции

Неужели такое могло быть? В это очень трудно поверить, но… обратимся опять к слушаниям по российско-американскому сотрудничеству в космосе, прошедшим на Капитолийском холме 7 октября 1998 года. Вот что было сказано в ходе них:

«НАСА преувеличивает эффективность массовых денежных влияний в российскую космическую отрасль отчасти из-за сознательного “закрывания глаз” на бесчисленное количество фактов, свидетельствующих о коррупции [в этой отрасли]… С нашими российскими партнерами связано много такого, что НАСА не хочет или даже никогда не хотело видеть.

Например, НАСА сделало все возможное, чтобы свидетельства коррупции внутри российской космической отрасли не мешали бы руководителям [НАСА] принимать решения. Что касается тех печально известных вилл космонавтов в Звездном городке, то некоторые эксперты Белого дома просто не хотят их замечать, относя существование этих домов в разряд “предположений”. В НАСА же существовало жесткое правило “не видеть” и “не упоминать” [эти виллы].

Когда один сотрудник НАСА, будучи не в состоянии больше замалчивать данный беспредел, описал его в своем отчете о командировке, то ему было сказано переписать этот документ, убрав из него все упоминания этих вилл. Другие представители НАСА, работавшие в Звездном городке, говорили, что им было ясно сказано: любой интерес, который они проявят к этим домам, окажет серьезное “негативное влияние” на их карьеру. Подобная политика позволяет высшим американским чиновникам делать вид, что они “застигнуты врасплох” или “крайне удивлены” всякий раз, когда независимые эксперты кладут им на стол свидетельства подобного “увода” средств».

Интересно, что подобную политику «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю, ничего никому не скажу» проводили даже некоторые американские СМИ, имевшие в Москве свои представительства. Так, после того, как уже знакомый нам американский журналист Харрис провел свое расследование фактов коррупции в российской космической отрасли, ему, как он потом вспоминал, был оказан «холодный прием» в московском бюро телеканала АВС. Руководство бюро опасалось, что деятельность Харриса может «разозлить» российское правительство, на доброе отношение которого возлагались очень большие надежды.

Виновато ли НАСА?

Эта тема достойна отдельной статьи. Увы, коррупция в России в 1990-е годы достигла своего расцвета в том числе и благодаря политике, проводившейся администрацией президента Билла Клинтона. Об этом было прямо сказано в трехтомном докладе, подготовленном в 1999 году Специальным комитетом Палаты представителей Конгресса США.

Документ объемом в три с половиной сотни страниц получил название «Дорога России к коррупции: как администрация Клинтона поддерживала правительство вместо свободного предпринимательства и не оказала никакой помощи людям России». (RUSSIA'S ROAD TO CORRUPTION. How the Clinton Administration Exported Government Instead of Free Enterprise and Failed the Russian People). Другое общеупотребительное полуофициальное название этого документа – «Доклад комитета Кокса» (конгрессмен Кристофер Кокс возглавлял вышеупомянутый комитет).

Поначалу помеченный грифом «Совершенно секретно», данный доклад позднее был предан огласке. Он является ценнейшим источником информации как о политике США в отношении России, так и о подлинных причинах поддержки Белым домом Кремля в 1990-е годы. Вывод авторов доклада был однозначным: «Колоссальная политическая ставка, которую администрация Клинтона сделала на своих российских партнеров, дала Белому дому мощнейший стимул игнорировать и замалчивать правонарушения и ошибки российских чиновников… Таким образом, администрация Клинтона и лично Гор (вице-президент Альберт Гор – Ю.К.) не только способствовали распространению коррупции в России, но и помешали этой стране бороться с ней». Вердикт более чем однозначный и четкий.

Но все это – воровство в российской космической отрасли, равно как и замалчивание НАСА с «подачи» Белого дома фактов коррупции в российской космической программе, в прошлом … или нет? Посмотрим на день сегодняшний.

На «темной» стороне ГЛОНАСС

Все знают, что такое ГЛОНАСС. Это – российский ответ американской навигационной системе GPS. С коммерческой точки зрения необходимость в ГЛОНАСС весьма сомнительна – российские водители, туристы, рыбаки и охотники давно и прочно подружились с GPS. Представьте: вы всю жизнь ездите на «Форде» и вдруг вам предлагают купить «Волгу», уверяя, что она ничуть не хуже. Может быть, и не хуже, только рисковать своими деньгами вы не станете, а потому предпочтете купить товар у уже проверенного производителя. Это называется верность бренду.

Но помимо коммерческой стороны есть еще и та, которая именуется национальной безопасностью. GPS используют в том числе и вооруженные силы РФ. Увы, никто не может дать 100-процентной гарантии, что отношения между Россией и США, характеризуемые в настоящее время как «стратегическое партнерство», не вернутся к состоянию «холодной войны». И если это, не дай Бог, произойдет, то Соединенные Штаты могут отключить GPS над Россией, лишив спутникового «компаса» ее войска. Чтобы этого не произошло, РФ и создает «страховочную сетку» в виде ГЛОНАСС.

Но все вышесказанное о ГЛОНАСС – это обращенная к СМИ и обществу «светлая» сторона данной системы. Как оказалось, есть еще и «темная». О ней в марте 2010 года сообщил российский информационный портал Компромат.ru.

При налоговой проверке разработчика ГЛОНАСС компании «Российские космические системы» (РКС) вдруг выяснилось, что солидная часть выделенных на создание этой системы средств уходит в фирмы, контролируемые ее менеджментом. Фирмы эти якобы выполняли какие-то работы по ГЛОНАСС для РКС, за что им выплатили в общей сложности до 40% (!) средств, отпущенных из федерального бюджета на ГЛОНАСС.

Но, как выяснилось, все работы в конечном итоге все-таки исполнялись самой РКС. Таким образом, эти фирмы использовались для увода госсредств в частные карманы, или попросту для «воровства в законе».

Есть известный принцип: «за что платишь – то и имеешь». Если вы заплатите за работу на 40% меньше, то на столько же упадет и ее качество. В этой связи некоторые эксперты поставили по сомнение официальную версию гибели трех спутников ГЛОНАСС в декабре 2010 года, а именно: в разгонный блок ракеты-носителя «Протон» случайно залили на полторы тонны больше топлива, что и привело к его нерасчетной работе.

Допустить столь грубую ошибку мог бы нетрезвый сторож, который заливал бы топливо из канистр и ошибся в их подсчете, но никак не высокопрофессиональные сотрудники космодрома. Эксперты не исключили возможность того, что спутники специально «уронили» с орбиты, ибо если бы они остались там, то довольно скоро вышли бы из строя, и тогда руководству РКС пришлось бы отвечать за некачественные изделия.

Сколько веревочке ни виться…

Во второй половине июля «Новая газета» сообщила о масштабных антикоррупционных проверках, начатых по инициативе нынешнего главы Роскосмоса Владимира Поповкина. 10 июля МВД РФ возбудило уголовное дело по факту превышения должностных полномочий руководством РКС.

Некоторые сотрудники этой компании полагают, что Поповкин просто сводит счеты с бывшим руководством Роскосмоса, при котором и произошли все упомянутые злоупотребления с системой ГЛОНАСС. Дело в том, что руководитель РКС Юрий Урличич – главный конструктор ГЛОНАСС – экс-претендент на пост главы Роскосмоса, а его заместитель Анатолий Перминов – бывший руководитель этого ведомства.

Но подавляющее большинство сходятся во мнении, что «дело не в личных отношениях Перминова и Поповкина, а в желании последнего провести финансовую “инвентаризацию” внутри отрасли. А проверяют там, где каждый – ставленник прежнего главы Роскосмоса». И даже те, которые не исключают элемент личного в нынешнем антикоррупционном «натиске» Поповкина, признают, что «вводятся новые антикоррупционные процедуры в подконтрольных Роскосмосу компаниях, ужесточается контроль над исполнением государственных контрактов».

«Империя наносит ответный удар», или «Неприкасаемые» Поповкина

Оказавшись под прессингом проверок, руководители РКС пошли на отчаянный шаг. В сети появилось открытое письмо от них к Поповкину с предложением к главе Роскосмоса «добровольно» и «по-тихому» уйти в отставку. Вот строки из этого письма: «Вами создана бесконтрольная с точки зрения Закона о госслужбе группа лиц, получивших неограниченные полномочия. Придуманные ими дополнительные проверки цен по государственным контрактам, заключенным по результатам конкурса, и их требования о возврате части средств ничего общего с законодательством о торгах не имеют».

Помните фильм американского режиссера Брайана Де Палмы «Неприкасаемые», вышедший на экраны в 1987 году? Он повествует о группе сотрудников Бюро по надзору за соблюдением «сухого закона», которым удалось посадить за решетку Аль Капоне за неуплату налогов (это единственное обвинение против гангстера, которое удалось доказать). Члены этой группы называли себя «неприкасаемыми» в том смысле, что обладали особыми полномочиями и были не подвержены коррупции. Судя по письму Урличича, Поповкин создал именно такую группу. Возможно, в условиях разгулявшейся в российской космической отрасли коррупции это один из наиболее эффективных шагов, направленных на борьбу с ней.

«Гонец» – делу венец

По данным «Новой газеты», в числе компаний, где могут пройти очередные фискальные проверки, оказалась и ОАО «Спутниковая система “Гонец”» – до недавнего времени головная организация по созданию космического комплекса и наземной инфраструктуры космической системы связи в России. То, что в компании уже проведены первичные доследственные мероприятия, подтвердил президент ОАО «СС “Гонец”» Дмитрий Баканов, возглавивший организацию в прошлом году.

Именно Баканов написал Поповкину письмо, в котором сообщил о ряде нарушений со стороны бывшего руководства. Согласно письму Баканова, нарушения главным образом были связаны с «нецелевым использованием средств», выделенных в рамках Федеральной космической программы 2006–2015 гг.

P.S. Конечно, РКС и «Гонец» – это лишь «вершина айсберга», но… лиха беда начало. Пожелаем Поповкину удачи. Если она будет к нему благосклонна, то, возможно, космическая программа станет главным «имиджмейкером» России не только из-за своей научно-технической составляющей, но и как единственная российская отрасль, которой удалось очиститься от коррупции.

Без ответа остался вопрос: а какую позицию в отношении российской коррупции, в частности, в рамках космической программы, занимают в настоящее время США? Продолжает ли нынешний президент Барак Обама политику своего предшественника-демократа по «поиску общего языка» с российскими коррупционерами или же настроен на противодействие им (намек – «список Магнитского»)? Остается лишь надеяться, что нынешним и будущим обитателям Капитолийского холма не придется готовить по России и российско-американским отношениям первого десятилетия 21-го века доклад типа того, который подготовил в свое время Специальный комитет во главе с Кристофером Коксом.
XS
SM
MD
LG