Линки доступности

Леонид Тибилов хочет привести Южную Осетию в Россию


Владимир Путин и Леонид Тибилов
Владимир Путин и Леонид Тибилов

В Москве к этой идее пока относятся без восторга

Самопровозглашенная республика Южная Осетия, которая, по мнению большинства мирового сообщества, де-юре остается частью Грузии, и фактические власти которой находятся в политической и финансовой зависимости от России, стала в начале этой недели источником серьезных новостей.

Лидер Южной Осетии Леонид Тибилов 19 октября в ходе встречи с помощником президента России Владиславом Сурковым заявил о своем решении инициировать проведение референдума по вопросу вхождения Южной Осетии в состав Российской Федерации. Об этом сообщили сразу несколько российских медиа, в том государственное российское телевидение.

Как сообщило агентство «Интерфакс» из Цхинвали, столицы самопровозглашенной республики, Тибилов на встрече с Сурковым, происходившей в этом городе, сказал: «Сегодняшние политические реалии таковы, что мы можем сделать свой исторический выбор. Должны воссоединиться с братской Россией и на долгие века обеспечить безопасность и процветание Южной Осетии и ее народа». Тибилов добавил, что все шаги по реализации результатов референдума будут осуществляться только по согласованию с российской стороной.

Для некоторых официальных лиц в Москве сам факт обнародования разговора Леонида Тибилова с Владиславом Сурковым, прочно ассоциирующимся с Кремлем, стал неожиданностью. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 20 октября комментировал визит помощника Владимира Путина в Южную Осетию крайне скупо и предложил свою интерпретацию разговора Суркова и Тибилова: по словам официального представителя Кремля, «непосредственно на встрече такого заявления не делалось». «О том, что в Южной Осетии очень много сторонников интеграции с Россией, это известно давно. И, насколько мы понимаем, именно об этом говорил господин Тибилов», - дипломатично заметил пресс-секретарь Владимира Путина.

Дмитрий Песков также подчеркнул, что Южная Осетия – это, в его трактовке, «независимое государство, признанное Российской Федерацией, с которым у нас дипломатические отношения». При попытке журналистов развить тему дальше и на просьбу пояснить сказанное, пресс-секретарь президента России ответил фразой «Я сказал то, что я сказал».

Дмитрий Орешкин: новости про Южную Осетию отражают противоречия в Кремле

Независимый политолог Дмитрий Орешкин уверен, что разнобой в информации относительно возможного референдума в Южной Осетии по присоединению к России объясняется борьбой группировок в российской власти: «Мне кажется, больше всего это похоже на ситуацию, что в Кремле происходит какой-то внутренний конфликт, и левая рука уже не просто не знает, что делает правая, а начинает бороться с этой правой рукой, причем кто там кто в этой борьбе – непонятно».

«Я не думаю, – продолжает Дмитрий Орешкин в интервью «Голосу Америки», – что Сурков так просто приехал и сам на эту тему поговорил: наверное, у него были какие-то полномочия, тем более что он отвечает за развитие Северного Кавказа, это его официальная работа. Если Тибилов говорил все это помимо разрешения Суркова, то он идет ва-банк. Если он говорил с разрешения Суркова, значит, Сурков каким-то образом это рассматривает как нормальное решение, и тогда тишина и скупой комментарий в Москве означают, что у Суркова есть серьезная противодействующая сила в Кремле, которой это не нужно. Почему не нужно – тоже понятно: потому что удовольствия мало, а скандала много».

Политолог подчеркивает, что в Москве в принципе не очень довольны чиновниками в Южной Осетии: «Южная Осетия – всем известная черная дыра с бандитским менеджментом и без надежд на самостоятельное существование. Собственно, она и сейчас существует за счет российских дотаций, при этом значительная часть денег пропадает. Те, кто дает деньги – а дает их российская власть – испытывают душевный дискомфорт по тому поводу, что деньги, конечно, небольшие, но расходуются совсем бестолково.

«Присоединение к России – это для дураков и для пафосных заявлений, что, мол, "мы стали сильнее и, следовательно, богаче", а на самом деле это еще один грузик на шею, который надо тащить, и без всяких надежд на улучшение. А у российского бюджета денег не хватает даже на Крым, как неделю назад выяснилось» – говорит Дмитрий Орешкин.

Григорий Шведов: вопрос о референдуме в Южной Осетии остается неясным

Главный редактор интернет-издания «Кавказский узел» Григорий Шведов поясняет в интервью «Голосу Америки», что до любого реального решения Южной Осетии о присоединении к России еще очень далеко: «Оттого, что в Южной Осетии возобладала в переносном смысле, "партия вхождения Южной Осетии в состав России", даже на уровне самой Южной Осетии вопрос далеко не прояснился. Необходимо провести перепись населения, необходимо провести референдум, а предыдущий референдум в Южной Осетии как раз, наоборот, продемонстрировал поддержку жителей Южной Осетии того, чтобы она была самостоятельным государством».

«Даже если, в конце концов, такой референдум с помощью административного ресурса и пропаганды удастся провести при значительном перевесе голосов в пользу вхождения в состав России, мне кажется, вопрос для Кремля о непосредственном включении Южной Осетии в состав России – это вопрос далеко не решенный и в большой мере зависящий от конъюнктуры, взаимоотношений Кремля именно в этот конкретный момент с другими центрами силы. Зависящий, в частности, от ситуации в Украине, от ситуации в Сирии, от отношений с Западом», – полагает эксперт.

В самой Южной Осетии, считает Григорий Шведов, нынешним фактическим руководителям этой территории нужно будет добиться абсолютного большинства желающих стать частью России: «Это, вообще-то, довольно важный вопрос значительного перевеса голосов, потому что если вдруг на гипотетическом референдуме будет всего-навсего каких-нибудь 60%, то вопрос вхождения Южной Осетии в состав России при 60%-ной поддержке будет вызывать очень значительную критику». При этом, как рассказывает Григорий Шведов, «нынешний президент Южной Осетии не пользуется там существенной поддержкой».

Главный редактор сайта «Кавказский узел» предполагает, что само опубликование информации о том, что Сурков и Тибилов обсуждали возможность вхождения Южной Осетии в состав России, может служить неким российским внешнеполитическим целям: «Маловероятно, чтобы этот вопрос был решен уже на данной стадии в пользу, например, вхождения Южной Осетии в состав России. А вот мотивация в стиле создания какого-то напряжения вокруг Грузии, связанная, например, с разговорами о расширении НАТО, может быть, и была. Если это действительно санкционировано каким-либо начальством среднего звена, то это всего-навсего попытка подготовить еще один козырь к большой карточной игре, подготовка предложения разменять что-то одно во внешней политике на что-то другое».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG