Линки доступности

Шесть месяцев: волновой эффект войны


Участники дискуссии. Скриншот с монитора.
Photo: Oleg Sulkin
Участники дискуссии. Скриншот с монитора. Photo: Oleg Sulkin

Эксперты Института Кеннана обсудили экономические последствия агрессии России против Украины

Двойная дата – полгода полномасштабной агрессии России и 31-я годовщина независимости Украины стала отправным пунктом для дискуссии, которую в формате вебинара провел Институт Кеннана (Kennan Institute), авторитетный научно-аналитический центр, входящий в структуру вашингтонского Центра Вильсона (Wilson Center).

«Из-за войны мир изменился самым драматичным образом», - отметила, открывая дискуссию, ее модератор Джилл Догерти (Jill Dougherty), тележурналистка, 30 лет проработавшая на телеканале CNN, включая почти десять лет работы корреспондентом в Москве.

«Всем советую прочитать статью моего коллеги, директора Института Кеннана и участника этой дискуссии Уильяма Померанца (William E. Pomeranz), - сказала Догерти, - который написал в своей статье в квартальном сборнике Центра Вильсона «Волновой эффект войны» (The Ripples of War), что пока идет эта война, в мире не может быть невинных наблюдателей. Все так или иначе уже ощущают или вскоре ощутят сейсмические толчки». Как сообщила Догерти, участники вебинара являются авторами статей в упомянутом выше квартальном сборнике центра.

Модератор попросила каждого панелиста начать с короткого абриса положения дел в Украине и вокруг нее, познакомив аудиторию с основными положениями его или ее статьи в сборнике. В основном, дискуссия касалась вопросов экономики, энергетики и санкций, хотя затрагивались и другие темы.

Сама Догерти в своей статье рассказала об общении с несколькими российскими журналистами, которые уехали из России и обосновались в странах Балтии.

«Мы о многом говорили, - сказала Догерти, - в частности, о том, можно ли влиять на общественное мнение в России, находясь постоянно за границей. Мои собеседники уверены, что можно, пока россиянам доступны каналы Интернета, в первую очередь, YouTube, где можно познакомиться с альтернативными точками зрения. Одновременно, Путин заявляет, что его нисколько не тревожит «утечка мозгов», ведь он считает уехавших возмутителями спокойствия и антипатриотами. Из моих разговоров с ними я поняла, что они очень хотят вернуться в Россию, когда это станет возможным».

Кардинальный пересмотр

«Ключевой пункт моей статьи, - сказал Уильям Померанц, - это констатация тезиса, что война Путина в Украине носит имперский характер, это война ради захвата территорий. Согласно его риторике, цель войны – защита русских за рубежом и укрепление суверенитета, престижа и безопасности России. Однако, агрессия Москвы привела к прямо противоположным результатам. Русские в Украине стали жертвами российской агрессии, а саму Россию изгнали из нескольких важных международных организаций. Фактически Россия растеряла на международном поприще все, чего добилась за последние тридцать лет».

Что касается прогноза на будущее, то Померанц считает, что это будет война на взаимное истощение человеческих, военных и материальных ресурсов. «У каждой из сторон есть свои сильные и слабые стороны, - заметил он. – Процесс урегулирования конфликта займет очень долгое время».

«Агрессия России фундаментальным образом изменила восприятие европейцами понятия собственной безопасности, - сказала Робин Куинвилл (Robin S. Quinville), бывший дипломат и ответственный сотрудник Госдепартамента США, директор глобальной европейской программы Центра Вильсона. – Россия продемонстрировала полнейшее неуважение к базовым нормам международного права, к любым договоренностям и соглашениям. Европа пересматривает очень многое, кардинально пересматривает. Мы видим, что ЕС согласен предоставить статус кандидата Украине и Молдове, а Швеция и Финляндия после многих лет колебаний и заявлений о нейтралитете вступают в НАТО. Словом, когда меняется оценка безопасности, очень многие другие позиции нуждаются в корректировке».

Полупроводники из бытовых холодильников

Брюс Джентлсон (Bruce Jentleson), профессор политических наук Университета Дюк, сообщил, что его статья в квартальном сборнике Центра Вильсона посвящена экономическим санкциям в отношении России.

Профессор Джентлсон подчеркнул, что сегодняшние антироссийские санкции – самые масштабные и глубокие из всех санкций, когда-либо наложенных США и ЕС. «Они наносят ощутимый ущерб российской экономике, - констатировал он. - Достаточно сказать, что более тысячи западных компаний ушли и продолжают уходить с российского рынка. В то же время Путин использует приемы джиу-джитсу, осуществляя давление на европейских потребителей (поставляемых Россией) газа и нефти. Существует реальная угроза проблем с отоплением в Германии и других странах в предстоящий осенне-зимний сезон. Должен заметить, что я не принадлежу к лагерю тех, кто уповает на санкции как на самый действенный инструмент наказания. Санкции сами по себе не решают проблем, они усиливают позицию в переговорном процессе со страной-нарушительницей. Смотрите: годы и десятилетия санкций в отношении Кубы, Северной Кореи и Ирана существенно ослабили эти страны, но не привели к смене режимов в них».

Из всего пакета санкций Джентлсон выделил как наиболее эффективные, те, что касаются запрета импорта Россией полупроводников, без которых невозможно изготовление высокотехнологичных типов современного оружия.

«Русские пытаются использовать для этих целей полупроводники из холодильников и других бытовых приборов, - сказал он. – Понятно, что это не самый эффективный путь».

По мнению Джентлсона, даже при максимальном усилении санкций невозможно свести экономику России до нуля, как полагают некоторые эксперты.

Газ и нефть как оружие

Тему экономики и энергетики во время войны, обозначенную в выступлении Брюса Джентлсона, продолжил и развил украинский эксперт Андриан Прокип (Andrian Prokip), директор энергетической программы Украинского института будущего.

«Напомню, что нефть и газ составляют более половины дохода бюджета России (по другим данным – около половины дохода бюджета. – О.С.), - сообщил Андриан Прокип. – Эта ситуация, включая ценовые манипуляции, позволяет России шантажировать потребителей российского газа и нефти. Люди в этих странах выражают недовольство своим правительствам, что Россия пытается использовать в своих интересах. Показателен пример Болгарии, которая первоначально отказалась покупать российский газ за рубли. Однако на днях новое правительство Болгарии объявило, что готовится возобновить переговоры с Россией относительно поставок газа».

По мнению Прокипа, в ближайшем будущем мы увидим переориентацию европейских потребителей российских газа и нефти на других поставщиков, а также на расширение таких сфер энергетики, как ядерная и угольная.

«Если в краткосрочной перспективе, - заметил он, - Россия может путем шантажа добиться своих целей в отношениях с потребителями газа и нефти в Европе, то в долгосрочной перспективе принципиальные изменения на европейском и глобальном рынке энергетики неизбежны».

Что касается будущей экономики Украины, то, по мнению Прокипа, когда завершится война, она будет развиваться с помощью рыночных реформ.

«Мы должны строить новую страну, - заметил он, - делая упор на передовые зеленые технологии. Уже сегодня нужно расширять экономическое сотрудничество с европейскими странами, примером чего могут служить поставки электроэнергии в страны ЕС».

Говоря о будущем энергетики, Робин Куинвилл напомнила, что даже в годы «холодной войны» Советский Союз считался надежным партнером в этой сфере.

«Сегодня нефть и газ для Путина стали оружием, - заметила она. – И он умело им пользуется. Странам Европы придется иметь дело с сокращением поставок газа и нефти, соответственно, перейти на режим экономии, например, экономить электроэнергию в государственных учреждениях. Кроме того, Западу предстоит расширить строительство терминалов сжиженного природного газа (СПГ), о чем, кстати, только что вели переговоры канцлер Германии Шольц и премьер-министр Канады Трюдо».

Джилл Догерти подчеркнула, что Украина решительно выбрала европейский путь развития и война стала своего рода катализатором этого выбора.

«Очевидной причиной агрессии России против Украины стало раздражение Путина этим выбором, - сказала она. – Он-то считал, что Украина станет составной частью его новой империи, которую он мечает создать на постсоветской территории. Не случайно, он в последнее время много говорит о Петре Первом и его имперских амбициях. Но мы видим, что своей широкомасштабной агрессией Путин добился прямо противоположного. Украина укрепилась в своей выборе европейского пути развития».

XS
SM
MD
LG