Линки доступности

«Шувалов-гейт»: первого вице-премьера заподозрили в конфликте интересов


Игорь Шувалов
Игорь Шувалов

Бывший управляющий фонда семьи Шуваловых и юрист ЮКОСа Павел Ивлев отверг обвинения в нарушении адвокатской этики

Живущий в районе большого Нью-Йорка адвокат Павел Ивлев, ранее представлявший интересы компании ЮКОС и находящийся в розыске в России по обвинениям, аналогичным тем, по которым были осуждены Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, подтвердил, что в начале 2000-х годов был управляющим фонда семьи первого вице-премьера Игоря Шувалова. В заявлении для прессы Ивлев также отверг обвинения в свой адрес в нарушении адвокатской этики в связи с появившимися в западных СМИ публикациях о связях Шувалова с различными финансовыми группами.

Накануне американская газета The Wall Street Journal и британская Financial Times сообщили со ссылкой на неназванные источники и имеющиеся в их распоряжении финансовые документы о том, что Шувалов и его семья заработали 80-100 миллионов долларов на инвестициях в ценные бумаги, в частности, в акции «Газпрома». По информации изданий, офшорный холдинг, зарегистрированный на жену Шувалова Ольгу, в середине 2004 года приобрел через структуры Сулеймана Керимова акции газового гиганта за 17,7 миллиона долларов. В то время правительство готовило реформу по либерализации торговли ценными бумагами «Газпрома». В результате реформы рыночные котировки акций компании резко выросли, что сделало вложение Шуваловых чрезвычайно выгодным.

При этом The Wall Street Journal, прослеживая связь между личным состоянием Шувалова и ростом тех компаний, чей бизнес зависел от решений правительства, отмечает отсутствие каких-либо свидетельств нарушения российского законодательства.

Ранее нью-йоркское деловое издание Barron’s написало о другой сделке в 2004 году с участием зарегистрированной на Багамских островах компанией Ольги Шуваловой Sevenkey, в результате которой семья госчиновника предположительно получила 119 миллионов долларов от бизнесменов Алишера Усманова и Евгения Швидлера.

Сам Шувалов и его представитель, комментируя в среду публикации в западной прессе, опровергли предположения о конфликте интересов у высокопоставленного чиновника, так как его имущество открыто задекларировано и управляется в соответствии с законодательством. Шувалов заявил, что, перейдя на государственную службу, вел себя так, «как если бы правительство было для меня, как для юриста его клиент».

«Это подтверждает и проведенная проверка Генпрокуратуры, – сообщили в секретариате вице-премьера. – Шувалов раскрывал всю информацию о сделках, по ним в бюджет были перечислены все налоги».

Между тем, управляющий партнер московского адвокатского бюро «АЛМ Фельдманс» Артем Дымской заявил, что источником публикаций в западной прессе является бывший сотрудник фирмы, представлявший интересы Шуваловых, Павел Ивлев.

По словам Дымского, когда Ивлев в 2004 году уехал из России в связи с возбуждением против него уголовного дела, связанного с ЮКОСом, «вместе с ним «мигрировали» документы по делам клиентов, которые вел юрист».

«Ивлев действует в ущерб интересам семьи Шуваловых, сознательно неверно интерпретируя и извращая факты», – говорится в заявлении Дымского.

Дымской заявил агентству РБК Daily, что у него лично не осталось сомнений о причастности бывшего сотрудника «АЛМ Фельдманс» к этой истории, после того как он получил от Ивлева ответное письмо, в котором он, в частности, пишет: «Я хорошо подумал, прежде чем что-то сделать или не сделать, и, поверь мне, доказать, что я нарушил какие-либо законы или правила адвокатской этики, будет очень непросто».

Дымской также сообщил, что его бюро намерено в ближайшее время обратиться в адвокатскую палату Москвы с требованием лишить Ивлева статуса адвоката. По его словам, Ивлева исключили из «АЛМ Фельдманс», так как в ходе служебной проверки «стало известно о многочисленных фактах, когда он прикрывал своей адвокатской практикой незаконную коммерческую деятельность, связанную с компанией ЮКОС, что прямо запрещено ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и Кодексом профессиональной этики адвоката».

Ивлев не подтверждает, и не отрицает

В телефонной беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» в среду вечером Ивлев отказался подтвердить или опровергнуть информацию о том, что именно он является источником появившихся публикаций. В заявлении для прессы, которое Ивлев позднее разослал журналистам, адвокат впервые официально признал, что был управляющим фонда семьи Шуваловых.

«Действительно, действуя по поручению и в интересах Игоря Шувалова, от его имени и за его счет, я управлял банковским счетом компании Sevenkey Ltd., вел переговоры с Евгением Швидлером, Gallagher Holding Ltd., ОАО "Нафта-Москва" и другими контрагентами, – говорится в заявлении Ивлева. – Начиная с февраля 2004 года, основания поступления денежных средств на счет компании Sevenkey Ltd. вызывают сомнения в их легитимности».

«В силу моей непосредственной вовлеченности в процесс защиты ОАО НК "ЮКОС", Михаила Ходорковского и Платона Лебедева от незаконного преследования со стороны государства, а в дальнейшем необходимости принятия мер самозащиты от необоснованных обвинений в хищении всей нефти ЮКОСа и ее отмывании, у меня не было достаточно времени и возможностей для немедленной оценки финансовых операций компании Sevenkey Ltd.», – добавляет Ивлев.

Павел Ивлев отвергает обвинения в нарушении адвокатской этики. «Даже если допустить, что информация о финансовых операциях компании Sevenkey Ltd., опубликованная в изданиях Barron’s 3 декабря прошлого года и вчерашних Financial Times и Wall Street Journal, предоставлена мной, то и в этом случае нет нарушения адвокатской тайны», – подчеркивает он в своем заявлении.

Ивлев обосновывает свою уверенность тем, что ни Игорь Шувалов, ни Ольга Шувалова не были его доверителями, поскольку «соглашение об оказании юридической помощи между адвокатским бюро “АЛМ Фельдманс” и Шуваловыми не заключалось».

Ивлев при этом ссылается на статьи Кодекса профессиональной этики адвоката, цитируя одну из них: «Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом».

Адвокат также выразил надежду на то, что «публичное обсуждение средствами массовой информации источников доходов высокопоставленного государственного служащего, первого вице-премьера страны, окажет содействие укреплению законности и правопорядка в России».

Наталья Пелевина хочет вывести дело Шувалова на международный уровень

Между тем, проживающая в районе большого Нью-Йорка гражданка РФ, драматург и председатель базирующегося в США Международного комитета за демократическую Россию Наталья Пелевина заявила в интервью телеканалу «Дождь», что хотела бы вывести дело о финансовых связях вице-премьера Шувалова на международный уровень. Ранее Пелевина подала заявление в Генеральную прокуратуру РФ c требованием о проверке фактов получения Игорем Шуваловым денежных средств в особо крупных размерах.

«Мы хотим, чтобы это было известно не только в России, и проверка велась не только Генпрокуратурой, на которую, конечно, надежд мало, лично у меня, – сказала Пелевина в студии канала «Дождь». – Мы хотим поднять дело против Швидлера, который американский гражданин, в ФБР в Америке и против Усманова на рассмотрение отдать документы в Великобритании, где он проживает. То есть, если это выйдет за пределы России, я думаю, что это станет и для них значительно более даже серьезно, чем, может быть, им кажется на сегодня».

В интервью «Голосу Америки», которое Пелевина дала незадолго до своего отъезда из Нью-Йорка в Москву, она подчеркнула, что «за ней не стоят какие-либо лица, которые могут быть финансово заинтересованы в том или ином исходе проверки» информации по Шувалову.

«За мной никто не стоит и тем более не оплачивает мои расходы на это, – сказала она. – Ни российских, ни американских сил за мной не стоит. Будем считать, что это я такая буйная».

В интервью каналу «Дождь» Пелевина заявила, что, «безусловно, ни чьими руками быть не хочется, но с другой стороны, у нас есть эта информация, у нас есть конкретные обвинения, можно так сказать, или, по крайней мере, пусть Генпрокуратура наконец-то мне сообщит, что они там решили по документам, которые я туда предоставляла, ну и дальше будем смотреть». «Если так они там разыграют карты, что Шувалова уволят, в любом случае – это будет победа», – заключила она.

Наталья Пелевина не раз выступала в роли организатора демонстраций протеста в Нью-Йорке против Владимира Путина. В этих акциях регулярно участвовал также Павел Ивлев, который вскоре после прибытия в США основал здесь Комитет российской экономической свободы, предупреждавший иностранных инвесторов об опасностях ведения бизнеса в России и выступавший в защиту Михаила Ходорковского и Сергея Магнитского. Сейчас Ивлев является директором Института современной России, который основал также живущий в Нью-Йорке сын Михаила Ходорковского Павел. Институт провозглашает одной из своих главных задач борьбу с коррупцией в России и регулярно устраивает выступления в США деятелей российской оппозиции.

После появившихся сообщений о том, что суд над Ивлевым может в скором времени начаться заочно, одним из его адвокатов в России стал Алексей Навальный.

Тем временем, президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник заявил агентству РАПСИ, что требование о лишении Павла Ивлева адвокатского статуса должно исходить от его клиентов, а не бывших работодателей.

«Нарушение адвокатской тайны представляет собой серьезный дисциплинарный проступок, который должен повлечь за собой привлечение к ответственности, – отметил Резник. – Однако "АЛМ Фельдманс" не имеет права самостоятельно обращаться в Адвокатскую палату для лишения Ивлева статуса. Обратиться с таким запросом может только доверитель. Адвокатская тайна – это иммунитет доверителя, только он может им распоряжаться».

«Война компроматов»

Российские наблюдатели отмечают, что «война компроматов» вокруг вице-премьера Шувалова развернулась в тот момент, когда обсуждается формирование нового правительства страны, которое предположительно возглавит Дмитрий Медведев после вступления в должность президента Владимира Путина. По некоторым предположениям, Шувалов возглавляет один из кремлевских кланов – «либерально-технократический», в то время как клан «силовиков-государственников» возглавляет вице-премьер Игорь Сечин, а клан «националистов» – еще один вице-премьер, Дмитрий Рогозин.

В четверг в защиту Шувалова выступил бывший руководитель администрации президента Александр Волошин. Он, в частности, заявил, что покупка акций «Газпрома», в результате которой первый вице-премьер и его семья заработали десятки миллионов долларов, не является результатом инсайдерской информации.

Волошин также назвал Шувалова «последовательным, принципиальным человеком с прогрессивными взглядами». «Он никогда не стеснялся жестко отстаивать свою позицию на всяких совещаниях, спорах внутри правительства и в администрации президента», – цитирует Волошина РИА «Новости».

Сам Шувалов заявил журналистам, что средства, которые он заработал, будучи предпринимателем до поступления на госслужбу, и которые в соответствии с законом передал затем в доверительное управление, «являются основой моей независимости от различных групп влияния при принятии мной служебных решений».

«Шувалов становится мишенью разоблачений именно потому, что он один из немногих представителей правящего класса России, относительно честно раскрывших свои реальные доходы в официальных источниках», – отмечает The Wall Street Journal.

В то же время бывший заместитель министра финансов РФ Сергей Алексашенко в своем блоге в «Живом журнале» написал, что считает описанную в СМИ схему обогащения Шувалова «несправедливой и незатейливой: «Берешь у одного олигарха в долг, вкладываешь в беспроигрышную ситуацию и... ты уже обладатель честно заработанного непосильным трудом».

«Если конфликта интересов не было, зачем ему было маскировать эти вложения, проводя их через компанию Керимова?» – задается вопросом Алексашенко.

Эксперты считают, что доказать наличие конфликта интересов в российских судах будет крайне сложно, так как в период, когда предположительно осуществлялись описанные в СМИ сделки, в российском законодательстве не были прописаны ограничения по конфликту интересов и инсайдерской информации.

«Это одна из главных проблем России, – цитирует газета The Wall Street Journal президента Фонда прикладных политических исследований «Индем» Георгия Сатарова. – Разделение государства и бизнеса фактически отсутствует».

В России не исключают, что компрометирующая информация может появиться и в отношении других представителей правительства.

«Безусловно, сейчас будут "сливы" на всех персонажей, которые работают в правительстве либо могут претендовать на то, чтобы в нем работать, – сказал РИА «Новости» глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. – Так всегда бывает накануне реформ в кабинете министров, и, наверное, это нормальная российская, и не только российская, практика. Это так называемая борьба бульдогов под ковром, "своевременная" подача информации, которая свидетельствует о том, что достаточно напряженно идет борьба кланов».

XS
SM
MD
LG