Линки доступности

В России оценили ущерб ВПК от американских санкций


Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков

Москва обещает бороться с «нечестной конкуренцией» со стороны США

В Кремле осторожно прокомментировали заявления американского Госдепартамента о том, что Соединенным Штатам удалось остановить российские экспортные сделки на сумму более 3 миллиардов долларов, наказав Москву за ее вмешательство в избирательную кампанию 2016 года.

«Все нормально, - сообщил в среду пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. - Безусловно, мы пытаемся хеджировать риски, которые возникают в связи с проявлениями нечестной конкуренции со стороны США на рынке военно-технического сотрудничества и торговли специальным имуществом в международном масштабе».

По словам представителя Кремля, Россия в будущем намерена бороться с «проявлениями нечестной конкуренции» со стороны США. При этом в детали Дмитрий Песков вдаваться не стал.

Накануне в Госдепартаменте США сообщили, что Вашингтон, в соответствии с требованиями закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», сумел убедить некоторые страны отказаться от закупки российских вооружений.

«Мы удовлетворены тем, что некоторые страны прекратили закупки определенных российских материалов и товаров, – заявила представитель Госдепартамента Хизер Нойерт на брифинге во вторник. – По нашим оценкам, речь идет о сумме свыше 3 миллиардов долларов, и мы сумели остановить эти транзакции. Прекращение таких транзакций – это, по сути, наказание. Почему? Потому что это означает, что в российскую казну поступает меньше денег. Так что мы считаем это частью успешных действий по привлечению России к ответственности».

Как считает независимый военный аналитик Александр Гольц, озвученные цифры потерь российской «оборонки» очень значительны, особенно с учетом того, что весь объем торговли оружием РФ составляет около 15 млрд долларов.

«Речь идет как минимум о пятой части (потерь), - констатировал он в интервью Русской службе «Голоса Америки», - Полагаю, что это вполне реалистичные цифры. В рамках введенных санкций любой институт, фирма или банк, которые имеют отношения с российским оборонно-промышленным комплексом, тоже рискуют оказаться под американскими санкциями. А это совершенно немыслимо для любого серьезного финансового или экономического института. Поэтому последние будут всячески избегать контактов с российскими предприятиями».

По мнению аналитика, теперь ВПК из-за санкций будет вынужден проводить свои финансовые транзакции, «как секретные операции», что многократно повысит их стоимость.

Эксперт вашингтонского «Атлантического совета» Марк Симаковски (Mark Simakovsky), впрочем, считает, что пока невозможно оценить, действительно ли предприятия российской оборонки понесли финансовые потери из-за действий администрации США.

«Это очень амбициозное заявление, и я считаю, что оно должно быть подкреплено фактами», - прокомментировал он в интервью Русской службе «Голоса Америки» сообщение представителя Госдепартамента.

Марк Симаковски допускает, что администрация действительно «предприняла ряд шагов» для того, чтобы заставить некоторые страны отказаться от подписания контрактов с Москвой. Более того, не так давно сотрудники Госдепартамента США и Министерства финансов проводили в Конгрессе закрытый брифинг, посвященный этой проблеме.

«Законодатели, судя по всему, остались довольны этим отчетом, но «дьявол», как всегда, кроется в деталях, - считает Марк Симаковски. - Я не думаю, что вы сейчас видите сильное падение продаж российского ВПК, особенно, если сравнивать показатели до и после введения санкций. Кроме этого, россияне активно пытаются выходить на новые рынки, а некоторые союзники и партнеры Соединенных Штатов, такие, как Саудовская Аравия, например, несмотря на заявления администрации продолжат покупать российское оружие».

Тем не менее, некоторые действия российского правительства позволяют говорить о том, что угрозу со стороны Вашингтона в Москве восприняли вполне серьезно. Осенью прошлого года правительство Медведева внесло в Госдуму законопроект, который засекречивает список банков, работающих с гособоронзаказом. Вскоре Центральный банк, ранее открыто публиковавший список таких финансовых учреждений, убрал его со своего сайта.

В конце января 2018 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве военно-промышленный комплекс, подчеркнул, что ущерб от введенных американцами санкций для российского ОПК оценивается «даже не десятками, а сотнями миллиардов долларов». При этом он утверждал, что действия США продиктованы желанием потеснить РФ на международных рынках вооружений.

Александр Гольц на это заметил, что в силу разных причин Россия действует на тех рынках, где США ей по большей части не конкурент.

«На рынках Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока Россия в значительной степени не является конкурентом для США, - уточнил он. – Поэтому я не готов согласиться с тем аргументом, что действия США - это проявление недобросовестной конкурентной борьбы. Дело в другом. США хотят нанести ущерб России в значимом для нее сегменте экономики. Здесь, безусловно, они добиваются успехов».

Кроме того, воздействие санкций не ограничиваются только зарубежными контрактами, пояснил аналитик: «Россия в своем военном производстве до некоторой степени зависит от зарубежного импорта. Прежде всего, в области радиоэлектроники. Здесь в некоторых областях страны Запада являются монополистами и переключение, допустим, на китайскую электронику не всегда возможно».

В свою очередь, заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин затруднился оценить размер потерь российского ОПК в результате действия санкций.

«Очевидно, Госдепартамент в курсе переговоров о поставках и знает, какие именно сделки ему удалось сорвать или воспрепятствовать им, ну и путем сложения пришел к этой сумме, - допустил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». - Может быть, это и так, но заявление ведь сделано не в суде, верно?»

Вместе с тем эксперт признался, что плохо себе представляет, что имел ввиду Дмитрий Рогозин, когда называл такие цифры.

«По-моему, он путает торговлю оружием со спортом. Недавняя сделка с Индонезией, о которой стало известно, по поставке истребителей, показывает, что не все так легко дается даже американцам», - резюмировал Василий Зацепин.

По сообщениям СМИ, Россией и Индонезия заключили контракт на поставку в течение нескольких лет 11 самолетов Су-35. Сумма сделки оценивается в 1,14 млрд долларов, а плата будет производиться по бартеру - истребители обменяют на индонезийскую сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Марк Симаковски также уверен в том, что Вашингтону будет очень непросто убедить своих зарубежных союзников и партнеров отказаться от закупок российской техники и вооружение, если подобные перспективные контракты уже заключены.

«Неизвестно, как именно США будут взаимодействовать со своими партнерами и союзниками, особенно с такими странами, как Индия, Египет, Саудовская Аравия, Ливия, которые покупают большие объемы российской военной техники, - говорит он. -Может быть в администрации и верят в то, что им удалось задержать или воспрепятствовать таким контрактам, но, принимая во внимание внешнюю политику, проводимую Белым домом в течении последних месяцев, трудно просто поверить этому на слово. Они могут заявлять о срыве потенциальных продаж на миллиарды долларов, но пока мы не увидим этому подтверждения, как того, кстати, и требует закон, мы должны относится к таким заявлениям скептически».

XS
SM
MD
LG