Линки доступности

Украинский кризис: где панель управления процессом?


Кей Бейли Хатчисон
Кей Бейли Хатчисон

НАТО намерен активизировать свои действия на черноморском направлении

МОСКВА – Украинский кризис после завершившегося недавно первого тура президентских выборов вновь грозит ужесточиться.

Из Донбасса продолжают поступать сообщения об очередных жертвах непрекращающейся войны.

Посол США при Североатлантическом альянсе Кей Бейли Хатчисон заявила о том, НАТО намерено значительно расширить военное присутствие в Черном море с целью гарантировать безопасный проход украинских судов через Керченский пролив.

По словам Хатчисон, на проходящем Вашингтоне совещании министров иностранных дел стан НАТО будет принят так называемый «черноморский пакет», который предусматривает активные меры по поддержке Украины в ее конфликте с Россией.

«Речь идет о пакете, который укрепляет разведку, воздушную разведку, а также предусматривает отправку большего числа кораблей стран НАТО в Черное море, чтобы гарантировать безопасный проход украинских судов через Керченский пролив в Азовское море», – сказала полпред США в альянсе.

Посол добавила, что на данном этапе требуется уделять бассейну Черного моря «больше внимания, чтобы гарантировать, что эти воды освобождены», чтобы страны региона «были свободны от российского вмешательства».

При этом Хатчинсон не раскрыла конкретных подробностей плана.

На этом фоне относительно малозаметно прошло другое важное событие: 1 апреля официально утратил силу договор о дружбе Украины с Россией.

Украинский министр иностранных дел Павел Климкин написал по этому поводу в своем Твиттере: «Договор наконец-то утратил силу, с чем всех и поздравляю! Без дураков и без приколов, и выборы тут ни при чем».

При этом судьба документа была фактически предрешена задолго до нынешней весны.

Президент Украины Петр Порошенко еще в декабре 2018 года подписал закон о прекращении его действия. «Непродление договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ следует рассматривать не как эпизод, а как часть нашей стратегии на окончательный разрыв с колониальным прошлым и переориентацию на Европу», — подчеркнул украинский лидер.

В МИД России выразили сожаление в связи с разрывом договора и назвали его действия по его аннулированию «деструктивным шагом».

Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» российские аналитики сходятся на том, что окончательная ликвидация договора на деле принципиально ничего не меняет как в отношениях между Москвой и Киевом, так и в контексте развязывания украинского узла.

Профессор Московского экономического института, доктор философских наук Игорь Чубайс думает, что договор о дружбе между странами разрушен Кремлем, и случилось это еще в 2014 году.

«Сейчас на Донбассе находятся две армии, сформированные под руководством российского командования, – говорит он. – Поэтому, о какой дружбе тут может идти речь? Вообще, происходящие сейчас в России процессы показывают всему миру, что демократизация, равно как и свободные выборы абсолютно несовместимы с тем курсом, который проводит Кремль. Из этого следует, что нормальным независимым государствам дружить с Москвой становится просто невозможно».

Отсюда и отношения с некогда близкими странами трещат по швам, а Россия оказывается в перманентно усиливающейся изоляции, констатирует профессор. На его взгляд, ситуация наглядно демонстрирует «тупиковость политики Кремля».

В то же время глава временной комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков, реагируя в Твиттере на первоапрельское послание Павла Климкина, напомнил, что в договоре была статья о признании границ Украины. «Отныне эта статья не действует, с чем можно поздравить и Климкина, и Порошенко», — сыронизировал Пушков.

Профессор факультета политологии ВШЭ Николай Петров согласен, что расторжение договора де-факто ничего не меняет. Вместе с тем, как ему кажется, российско-украинские отношения могут развиваться сейчас по-разному, в зависимости от того, чем завершится второй тур президентских выборов в Украине.

Также он думает, что ликвидация договора сегодня не может быть использована Кремлем для усиления агрессивных действий на украинском направлении с учетом общей международной обстановки.

«Конечно, мы видели, что наличие такого рода параграфа в договоре и в прошлом не стало препятствием для игнорирования его (Москвой). Сейчас все обусловливает не столько сам договор, который, в общем, и так никого особенно не сдерживал, а международная ситуация, и та высокая цена, которую Россия должна будет заплатить, если бы вдруг захотела нарушить границы (Украины)», — заключил он.

Вместе с тем Николай Петров считает, что ликвидация договора как-то скажется на перспективах вступление Украины в ЕС и НАТО, поскольку этот вопрос долгосрочный и связанный далеко не только со взаимоотношениями Киева с Москвой.

XS
SM
MD
LG