Линки доступности

Сирийский конфликт: возможны ли переговоры о мире под аккомпанемент бомбежек?


Представитель Сирийского национального совета в России, член движения «Декларация Дамаска» профессор Махмуд Хамза (третий слева)
Представитель Сирийского национального совета в России, член движения «Декларация Дамаска» профессор Махмуд Хамза (третий слева)

Генсек НАТО обвиняет Россию в срыве межсирийских переговоров

МОСКВА – В Кремле не согласились с обвинениями Запада по адресу Москвы в срыве межсирийских переговоров из-за непрекращающихся атак российской авиации в Сирии. Об этом в пятницу, 5 февраля, сообщают российские СМИ со ссылкой на пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.

«Россия оказывает поддержку легитимному руководству САР (Сирийской Арабской Республике – Г.А.) в плане борьбы с терроризмом, с террористическими группировками, и одновременно прилагает усилия на политико-дипломатическом треке», – цитирует его российские медиа.

Ранее генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на встрече министров обороны стран ЕС в Амстердаме заявил, что именно активизация боевых действий отрицательно сказывается на мирных переговорах в Женеве, которые поддерживает международный альянс во главе с США.

«Интенсивные российские авиаудары, нацеленные преимущественно против оппозиционных группировок в Сирии, подрывают усилия по поиску политического решения конфликта», – констатировал Столтенберг.

В пятницу представитель группировки ВКС РФ в Сирии заявил, что новейшие российские истребители Су-35, недавно прибывшие на авиабазу Хмеймим в Латакии, теперь будут попарно нести круглосуточное дежурство, причем в минутной готовности к взлету.

Представитель Сирийского национального совета в России, член движения «Декларация Дамаска» профессор Махмуд Хамза (Mahmoud al-Hamza), в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» отметил, что действия российских ВКС в Сирии – это настоящая война против простых людей и оппозиции, «которая располагает очень скромным вооружением».

«Российская авиация бомбит города, как некогда в Чечне, а весь мир молчит, – добавил он. – Максимум что делается – заявления вроде того, что произнес генсек НАТО. Но это ни к чему не приводит. Они продолжают бомбить, не разбираясь где ИГИЛ, а где оппозиция, причиняя неисчислимые страдания народу».

В таких условиях переговоры в Женеве абсолютно нереальны, убежден Махмуд Хамза.

«Оппозиция просила выполнить 12 пунктов решения Совета Безопасности ООН: остановить бомбежки, снять блокаду и так далее, – напомнил он. - Там люди с голоду умирают. А что делают режим Асада и Россия – они, наоборот, усиливают активность. О каких переговорах можно тут говорить?»

На его взгляд, Москва и Дамаск настроены против всякого политического решения.

«У них нет никакого стремления к этому. Они доказывают каждый день, что хотят решить вопрос военным образом», – резюмировал представитель сирийской оппозиции, посетовавший также на недостаток помощи международной общественности сирийскому народу.

В свою очередь, главный редактор интернет-портала Carnegie.ru, старший научный сотрудник Московского центра Карнеги Александр Баунов считает, что в истории сплошь и ряд совмещались дипломатические и военные усилия.

«Не обязательно останавливать войну, чтобы начать переговоры, – подчеркнул он в интервью «Голосу Америки». – Другое дело, что сейчас нет полной ясности происходящего. Непонятно, например, побеждают ли ИГИЛовцев армия Асада при поддержке России и Запад с союзникам. Конечно, террористы ослаблены, но мы пока не видим признаков их настоящего поражения, разгрома».

Кроме того, на взгляд Александра Баунова, не видно желания сторон отложить на потом решение собственных задач и попробовать выработать какой-то общий план.

«Имею ввиду, что все более-менее сходятся только на одном пункте – уничтожении ИГИЛ, – пояснил он. – А все остальные повестки разные. Причем, не только у России и западной коалиции, Ирана и Саудовской Аравии, но даже у Турции и США. Смотрите, как Анкара и Вашингтон относятся хотя бы к участию курдов в переговорах – совершенно по-разному. А ведь страны – союзники».

По его оценке, переговоры в Женеве остановились, потому что ни одна из сторон не захотела поступиться своей «повесткой № 2».
«Пока тут никто и шагу навстречу друг другу не сделал и продолжает работать в надежде на свою победу», – резюмировал эксперт.

Тем не менее, как ему кажется, переговоры все же могут возобновиться.
Как известно, накануне представитель Минобороны Саудовской Аравии заявил, что королевство «готово участвовать в любой наземной операции», которую международная коалиция может начать в Сирии против ИГИЛ.

Министр обороны США Эштон Картер с удовольствием воспринял предложение. «Подобные новости слышать очень радостно», – сказал он, выступая перед журналистами.

В Кремле на известие отреагировали неопределенно, заметив устами того же Дмитрия Пескова, что будут следить за развитием событий.
Александр Баунов полагает, что все зависит от масштабов наземной операции и того, где она будет производиться.

«Конечно, одно дело воевать с ИГИЛ и отрядами исламистской оппозиции, и совершенно другое дело – если у тебя на пути вдруг возникнет регулярная армия суверенного государства, – рассуждает он. – Как я понимаю, речь идет о потенциальной посылке Саудовской Аравией своего спецназа, а не о массовой вооруженной интервенции. Может быть, о нескольких тысячах человек. К слову, в Сирии уже давно присутствуют подразделения иранских военных. Так что в некотором смысле это ответ Ирану…»

Как представляется главному редактору интернет-портала Carnegie.ru, в дальнейшем главная задача будет заключаться в том, чтобы саудовские части не начали воевать с официальной сирийской армией, которую поддерживает Россия, что чревато непредсказуемыми последствиями.

XS
SM
MD
LG