Прошла неделя с того дня когда мир ужаснулся, узнав о катастрофе на Гаити. Сегодняшнее катастрофическое положение населения в Порт-о-Пренсе и его окрестностях усугубил «афтершок» землетрясения магнитудой более 6 баллов.
Страны мира направляют на Гаити спасателей, медиков и предметы первой необходимости. Число жертв трагедии, по некоторым данным, может достигать 200 тыс.
В США родственники американцев, находящихся на Гаити, пытаются узнать о судьбе своих близких. В тот страшный день, когда произошло землетрясение, из соседней Доминиканской республики в Порт-о-Пренс приехал читать лекцию профессор университета Сан-Доминго, россиянин Николай Сухомлин. Он погиб во время лекции. Жена Сухомлина – доминиканка опознала тело мужа. Тысячи других погибших – неопознаны и захоронены в массовых могилах.
В Америке по всей стране идет сбор средств в помощь пережившим землетрясение.
В День Мартина Лютера Кинга 18 января опрос социологической компании Zogby Interactive показал, что две трети населения США уже сделали пожертвования или планируют внести свою лепту. В опросе приняли участие более двух тысяч взрослых американцев.
В связи с трагедий на Гаити 14 января Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) обнародовала Указ настоятелям всех храмов о сборе средств в приходах в поддержку пострадавших, в числе которых около двух тысяч православных гаитян – прихожан РПЦЗ.
Как появились на Гаити православные христиане? Гаитяне, как известно, либо католики, либо приверженцы культа вуду.
С просьбой о разъяснении мы обратились к настоятелю Свято-Иоанно-Предтеченского собора Русской Православной Церкви Заграницей, протоиерею Виктору Потапову.
Софья Тарновская: Отец Виктор, по всей Америке идет сбор пожертвований для страдальцев на Гаити. В воскресенье в Свято-Иоанно-Предтченском соборе вы объявили о Циркулярном Указе всем настоятелям синода Русской Православной Церкви заграницей о сборе пожертвований во всех приходах на нужды пострадавших на Гаити.
Расскажите, как прошел сбор. Кто отвечает за распределение пожертвований?
Отец Виктор: Инициативу по сбору средств взял на себя Попечительский фонд «О нуждах Русской зарубежной церкви» – эта организация существует уже более 50 лет. Таким образом, мы помогаем наиболее бедным приходам РПЗЦ. Характерно, что мы помогаем миссии на Гаити. Она называется «Русская миссия на Гаити». На самом деле, в этой миссии нет ни одного русского человека, все прихожане, включая священника, принявшие православие франкоязычные гаитяне. Никто из них не говорит по-русски. Миссия была создана более 20 лет назад. Любопытно, что гаитян привлекла русская традиция православия, как-то она отзывается в их душах.
С.Т.: Как случилось, что гаитяне – в основном католики или приверженцы вуду, захотели быть православными христианами?
О.В.: Епископальный священник, отец Грейвс – я сейчас не помню его имени – он сам принял православие, стал священником, обратил в православие некоторых своих соотечественников, но вскоре скончался. Его заменил священник РПЦЗ, потом миссию посетил митрополит Илларион, в то время архиепископ. Митрополит Илларион немного владеет французским языком, он рукоположил несколько гаитянских священников. Наши священнослужители – отец Грегуар и отец Жан – продолжают это святое дело.
Сейчас на Гаити пять общин, они создали приют для умственно отсталых детей, содержат несколько школ. Мы посылали на Гаити всего две тысячи долларов в месяц – прожиточный минимум. Сейчас там все пострадали, и все разрушено, нужда огромная. Домовые церкви, слава Богу, уцелели, но находятся в аварийном состоянии, служить на сегодняшний день невозможно, большинство прихожан вынуждены жить и молиться на улице.
Сразу же после трагедии на Гаити прибыл дьякон РПЗЦ, отец Матвей Вильямс из штата Миссури. В свое время он был администратором Гаитянской миссии. Отец Матвей долетел до Сан-Доминго в Доминиканской республике и оттуда наземным путем добрался до Порт-о-Пренса. Сейчас он в штаб-квартире ООН договаривается о размещении на территории одного из наших приходов поликлиники для оказания помощи пострадавшим, разумеется, не только православным, но всем нуждающимся в ней.
В приходах РПЦЗ – и не только здесь – нам звонят из России и посылают переводы по электронной связи, а также в других православных церквях – греческих, сербских, румынских – собирают деньги и, конечно, хотят помочь пострадавшим нашей Православной миссии. Мы очень надеемся, что на собранные средства мы сможем организовать клинику, будет возможность помогать людям не несколько недель, а на более постоянной основе. Пока идут переговоры, а временный медицинский пункт уже открыт. Конечно, нам нужно восстановить церкви, чтобы верующие находили утешение в привычной для них обстановке.
С.Т.: Из сказанного вами, отец Виктор, понятно, что у вас есть связь с Порт-о-Пренсом.
О.В.: Да, я могу звонить: у отца Матвея есть спутниковый телефон. Почему-то он дозвониться до меня не может, но я могу. Из Америки ему можно звонить. В среду на заседании Попечительского совета мы обсудим, сколько денег собрано и как мы будем их распределять. Скорее всего, мы это сделаем по линии Международной православной благотворительной организации (IOCC). У этой организации есть договоренность с американским правительством: к каждому пожертвованному для Гаити доллара власти добавят два доллара. Таким образом, собранная сумма утроится.
С.Т.: Отец Виктор, планируете ли Вы продолжать сбор средств?
О.В.: Мы собираем все время. Каждый, кто хочет помочь, может зайти на наш сайт по адресу: fundforassistance.org.