Линки доступности

Российские олигархи обеспокоены новым британским законом


Новый закон направлен на борьбу с отмыванием коррупционных денег через британскую недвижимость

ЛОНДОН – В соответствии с новым британским законом, политики и общественные деятельности, подозреваемые в приобретении недвижимости на коррупционные деньги, должны будут объяснить происхождение своего богатства, а в противном случае могут лишиться его.

Так называемый «Ордер на богатства неясного происхождения» встретил теплый прием у активистов, считающих британскую столицу центром всемирной сети грязных денег.

Вот, например, две квартиры в видом на Темзу на улице Уайтхолл в Лондоне, стоимостью около 15 миллионов долларов.

По словам антикоррупционных активистов в Москве, они принадлежат первому вице-премьеру Игорю Шувалову, задекларированный доход которого составляет 157 000 долларов в год.

Каким образом Шувалову удалось купить эту недвижимость?

По словам организации Transparency International, это как раз один из случаев, которые власти должны расследовать в рамках «Ордера о богатствах неясного происхождения».

«Этот закон в Великобритании будут претворять в жизнь Национальное агентство по борьбе с преступностью и Служба по борьбе с крупными финансовыми махинациями, – заявила Рейчел Дэвис Тека, представитель Transparency International. – Они будут говорить: «Вот здесь у вас большое расхождение – возможно, это легитимный доход, тогда все в порядке. Просто объясните нам происхождение этого дохода, представьте доказательства, и мы оставим вас в покое». Если человек этого сделать не сможет, правоохранительные органы могут конфисковать актив».

По данным агентства по борьбе с преступностью, через Лондон проходит более 100 миллиардов долларов грязных денег в год. Значительная часть этих средств украдена из государственных бюджетов.

«До появления этого закона коррумпированным политикам из других стран было очень легко привезти свои богатства в Британию и спрятать их тут частями в виде недвижимости», – отметила Тека.

В лондонском районе Мэйфэр есть дом стоимостью 18 миллионов долларов, который принадлежал Рифаату Асаду, дяде сирийского президента Башара Асада.

Власти подозревают, что он украл из казны более 300 миллионов долларов. В прошлом году он продал дом, чтобы его не успели конфисковать, заявляя, что деньги получены от богатых арабских спонсоров.

Люди, стремящиеся скрыть свои богатства, зачастую прибегают к сложным схемам с оффшорными компаниями, чтобы скрыть свою личность.

«У нас до сих пор нет реестра истинных владельцев иностранных компаний, у которых есть недвижимость в Великобритании, – указала Тека. – Это осложняет выявление расхождений между доходами и активами».

Попавший в СМИ так называемый «Райский архив» показал, что еще один дом в Лондоне стоимостью в 20 миллионов долларов принадлежит жене главы нигерийского сената Тойин Сараки. Сам Букола Сараки настаивает, что активы законны. Однако Transparency International призывает провести расследование.

Беседуя с «Голосом Америки» в октябре прошлого года, министр информации Нигерии Лаи Мохаммед рассказал, что правительство страны ведет активную борьбу с коррупцией.

«Но нам нужно содействие многих других стран, потому что иногда на нашем пути встают иностранные юрисдикции», – подчеркнул Мохаммед.

Тем не менее активисты предупреждают, что новый закон окажется эффективным, только если британское правительство готово использовать его, чтобы положить конец центральной роли Лондона в мировой коррупции.

XS
SM
MD
LG