Линки доступности

Эксперты: за протесты в России ответят журналисты


Эксперты опасаются нового витка репрессий в отношении независимых СМИ и Интернета. Масштаб «закручивания гаек» может превзойти реакцию на митинги на Болотной площади 2011-2012 годов

Силовые структуры России ставят антирекорды по задержаниям. Среди более пяти тысяч задержанных в минувшие выходные, более 80 человек были журналистами. Наблюдатели говорят о том, что новая волна протестов – самая значительная с момента оппозиционного движения в 2011-2012 годов. Однако теперь у Кремля гораздо меньше сдерживающих факторов. И наряду с невиданной ранее жестокостью в адрес активистов, российские власти будут рассматривать и меры в отношении независимых СМИ и интернета в целом, полагают опрошенные Русской службой «Голоса Америки» российские эксперты и политики.

Кадры жестоких задержаний россиян, вышедших на митинги – от Москвы до Владивостока, облетели весь мир. Силовики активно применяли не только щиты и дубинки, но также электрошокеры и слезоточивый газ. Как в Беларуси, люди в форме не только избивали, но и морально унижали протестующих, укладывая их лицом снег. Мстили и журналистам, фиксировавшим происходящее – было задержано более 80 представителей СМИ, что также стало абсолютным антирекордом за всю историю протестного движения в новейшей истории России.

Собеседники «Голоса Америки» полагают, что реакция властей вызвана страхом. С 2011-2012 года российское общество кардинально изменилось, изменились и каналы коммуникации, и силовики не понимают, как на это реагировать.

Нынешние протесты в России похожи, и в то же время сильно отличаются от тех, что были девять лет назад, говорит российский политик Дмитрий Гудков в беседе с Русской службой «Голоса Америки».

«Молодёжь перешла в средний возраст, школьники стали молодёжью. Тогда вставали против нечестных выборов, а сейчас это уже протест против государства, которое унижает, которое лишает всех будущего, а также лично против Владимира Путина», –полагает политик.

«Во время акции протеста 2011-2012 годов в России активисты использовали в основном Facebook. Сейчас информация распространяется по самым разным социальным сетям и мессенджерам», — говорит в беседе с «Голосом Америки» российский блогер Олег Козловский. – YouTube теперь играет важную роль наряду с Telegram и WhatsApp. которые используются для координации».

Ранее правительство России безуспешно пыталось запретить Telegram, который в итоге стал одним из самых популярных российских мессенджеров. Из российской социальной сети ВКонтакте координация протеста, напротив, практически ушла: соцсеть получила репутацию ресурса, передающего личную информацию своих пользователей напрямую ФСБ.

Поскольку возможности контроля других соцсетей ограничены, власти постоянно угрожают, чтобы заблокируют их, если они разрешат публикации о протестах, говорит Козловский.

«Новый закон, позволяющий блокировать социальные сети, был принят всего месяц назад», – сказал блогер. Напомним, что закон, о котором говорит Козловский, обязывает соцсети цензурировать контент, в котором проявляется «выражение неуважения к государству», призывы к участию в несогласованных массовых акциях, и т. д.

Зачистка интернета является продолжением политики по введению тотальной цензуры в России. По словам российских журналистов после того, как Кремль тем или иным образом взял под контроль почти все независимые СМИ в стране, наибольшую угрозу для режима сейчас представляют иностранные медиа, освещающие события на русском языке.

Одним из рычагов влияния будет являться включение людей, сотрудничающих с иностранными СМИ, в список иностранных агентов. Сигналом, что все идет в этом направлении, стало расширении в 2020 году списка иноагентов по версии Минюста в отношении физических лиц. Напомним, что первым гражданином России, включенным в список иностранных агентов, стал ветеран правозащитного движения Лев Пономарев.

У наблюдателей нет сомнений в том, что такой список будет значительно расширен после того, как прилет Алексея Навального из Германии широко освещался преимущественно иностранными СМИ, а прямая трансляция его ареста набрала сотни тысяч просмотров.

Эксперты прогнозируют и рост популярности так называемых «новых СМИ», куда относят «Медузу», сайт расследований «Проект», а также такие интернет-проекты как «Baza», «Медиазона», и многие другие. На телеканале «Дождь», где ранее сетовали на падение рекламных доходов, на днях объявили о резком росте рейтингов. По словам главреда канала Тихона Дзядко, трансляцию митингов за освобождение Навального посмотрели несколько десятков миллионов человек.

Фактором российской внутренней политики стал и основанный в Великобритании сайт журналистских расследований Bellingcat.

В то же время государственная телепропаганда – один из главных рычагов Путина на общественное мнение – уже не так эффективна. В прошлом десятилетии прокремлевская телепропаганда использовалась для дискредитации лидеров российской оппозиции, там регулярно публиковали частные переговоры и даже интимные видео лидеров протестного движения.

Однако, согласно социологическим исследованиям, количество россиян, которые смотрят телевизор, с 2010 года неуклонно сокращается. Молодежь уходит в TikTok, YouTube и Instagram. Старшее поколение россиян по-прежнему смотрит телевизор, но его влияние уменьшается.

«Пропорции изменились. Если раньше было где-то от 80 до 20 процентов в пользу пропаганды, то сейчас как минимум 50 на 50, а в некоторых случаях уже 80 на 20 в пользу соцсетей, – сказал Дмитрий Гудков. – Фильм Навального тому пример. Когда одно расследование практически разрушило репутацию Путина. Во время Болотной мы радовались, когда видео набирало сто тысяч просмотров, а сейчас речь идет о ста миллионах».

«Если раньше призывы в Twitter были катализатором протеста, то теперь это видеоконтент на YouTube и TikTok, – рассуждает российский оппозиционный политик Кирилл Гончаров. – Эффект от TikTok пока сложно качественно оценить, но можно с уверенностью сказать, что в массовом сознании больше не работает телевизор».

По словам собеседников «Голоса Америки», в данный момент Кремль в шоке от происходящего, как и во время протестов на Болотной. Однако ветераны российского оппозиционного движения опасаются грядущей волны репрессий в отношении гражданского общества.

«Я не знаю, что именно они будут делать, но реакция на протесты будет жесткой», – говорит Олег Козловский.

«Теперь власти начнут больше «вкладываться» в Интернет, в покупку блогеров и так далее», – сказал Гончаров в интервью «Голосу Америки».

Новая кампания противодействия уже запущена. Так, некоторые популярные российские блогеры и знаменитости спонтанно разместили похожие видео в Instagram и TikTok, в которых они критиковали протестующих и хвалили Владимира Путина.

В частности, известный певец Филипп Киркоров в своем Instagram призвал «сплотиться с нашим Лидером» и «не раскачивать лодку». «Кажется, у нас уже был один «немецкий» пациент в истории, все помнят, к чему это привело», – написал певец. После чего СМИ обратили внимание, что певица Алла Пугачева отписалась от страницы Киркорова, однако подписалась на страницу Навального в Instagram.

Песню с критикой протестов также записал шоумен Семен Слепаков, что вызвало неоднозначную реакцию среди его поклонников.

Кроме того, прокремлевские фабрики троллей уже начали кампанию травли против активистов в социальных сетях. Анонимные группы в Telegram публикуют угрозы в адрес журналистов, освещающих злоупотребления силовиков. Там же регулярно появляются видеозаписи «извинений» протестующих, записанных в полицейских участках под давлением силовиков. Это свидетельствует о том, что координация репрессий в адрес оппозиции через интернет координируется силовыми структурами, что, вероятно, заменит обычную телевизионную пропаганду.

«Власть понимает очень хорошо, что это именно журналисты сегодня одни из двигателей в либеральной оппозиции и они противостоят режиму тем, что в интернете сообщают правду, – говорит в интервью Русской службе «Голоса Америки» профессор Университета Джорджа Вашингтона Мария Снеговая. – А люди, которые в интернете эту правду узнают, они соответственно становятся более оппозиционными, и мы это видим по опросам. То есть в этом плане, конечно, маски сдернуты и режим больше не притворяется вегетарианским и травоядным».

  • 16x9 Image

    Алексей Горбачев

    Журналист «Голоса Америки», ведущий программы «Почему это важно?». В 2011–2018 году работал политическим обозревателем в Москве, где освещал акции протеста российской оппозиции, нарушения прав человека, ущемление свободы слова, репрессии против политических активистов и фальсификацию выборов. Лауреат американской стипендии имени Хьюберта Хамфри в сфере журналистики. Прошел обучение в школе журналистики и массовых коммуникаций имени Уолтера Кронкайта при Университете штата Аризона. До работы на «Голосе Америки» - участник гражданского форума «ЕС-Россия», программы Европейского центра «Солидарности» (Гданьск, Польша) и Московской школы гражданского просвещения (до 2013 г. - «Московская школа политических исследований»).  

XS
SM
MD
LG