Линки доступности

Россия против ЕС: «свиное эмбарго» ценою в €1,4 млрд


Москва не признает иска Евросоюза, но расплачиваться, похоже, все равно придется

МОСКВА – Минэкономразвития (МЭР) РФ опровергло желание России выйти из Всемирной торговой организации (ВТО) из-за скандала по поводу «свиного эмбарго».

Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

МЭР также назвало претензии Евросоюза на выплату компенсации почти €1,4 млрд в год «безосновательными», поскольку российские власти выполнили все требования арбитров ВТО в связи с ограничениями на импорт свинины из ЕС, введенными Москвой в одностороннем порядке.

История началась еще в 2014 году, когда Москва запретила поставки из-за выявленных случаев заражения свиней африканской чумой. С апреля того же года ЕС оспаривает это решение. Позже эмбарго автоматически пролонгировался из-за продуктовых контр-санкций, примененных Россией в ответ на западные санкции после аннексии Крыма.

Ранее первый заместитель главы экономического комитета Совета Федерации (СФ) Сергей Калашников, заявил, что Россия не исключает выхода из Всемирной торговой организации в случае удовлетворения иска Евросоюза.

Профессор ВШЭ Алексей Портанский в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что на слова представителя СФ абсолютно не стоит обращать внимания, поскольку по затронутой тематике «уровень компетентности Совфеда близок к нулю». Не случайно Минэкономразвития чтобы не было никаких дискуссий на этот счет, сразу заявило, что вопрос о выходе из ВТО вообще не стоит, уточнил он.

«Даже, если бы таких ситуаций вдруг возникло три-четыре-десять, все равно мы бы не рассматривали вопрос о выходе из ВТО, – добавил профессор. – Это абсолютно неуместная постановка вопроса. За время существования организации в ней накоплено уже порядка 550 споров. Ожесточенно спорят между собой разные страны, в том числе ЕС и США, Китай и США. Но из-за этого никто никогда не собирался выходить из ВТО».

По оценке Алексея Портанского, ситуация ждет дальнейшего своего разрешения.

«Сложность заключается в том, что на данном этапе как бы столкнулись политический подход к проблеме и чисто торговый, – пояснил он. – Мы сейчас продолжаем поддерживать запрет (на поставки свинины), уже исходя из наших продуктовых контр-санкций. До этого запрет действовал помимо эмбарго, потому что эта история началась еще до украинского кризиса. Теперь мы можем свинину как бы перебросить в контр-санкционный список. Но тогда это будет уже совсем безвыходная ситуация. Потому что политическими вопросами в ВТО не занимаются».

В таком патовом состоянии сейчас и находится конфликт, резюмировал профессор ВШЭ.

В свою очередь, старший научный сотрудник Института Гайдара Сергей Жаворонков в комментарии «Голосу Америки» констатировал, что российские СМИ взяли за манеру выдавать мнение отдельного депутата за мнение всего законодательного органа.

«Понятно, что все вопросы, которые как-то связаны с международной политикой, никакого отношения ни к Госдуме, ни к Совфеду не имеют, – говорит он. – Это в чистом виде прерогатива президента. А так как в конкретном случае речь идет об экономике, то он будет опираться и на мнение правительства».

На взгляд Сергея Жаворонкова, в контексте конфликта с Москвой основная проблема Евросоюза в том, что он исходит из принципа «презумпции добросовестности» всех членов ВТО.

«При этом в уставе организации плохо прописано, что же делать, если какой-то член не выполняет взятые на себя обязательства, – уточнил он. – Да, допустим, есть решение суда, отлично, а дальше-то что, если оно не выполняется? Известно, что большинство стран ЕС не выполняют Маастрихтский договор (официально – «Договор о Европейском союзе» – В.В.) в части параметров бюджетного дефицита и государственного долга. Ну и что – с них, как с гуся вода. А здесь мы наблюдаем ситуацию, когда России, по моим представлениям, тоже нет оснований чего-то всерьез опасаться из-за несоблюдения ею принципов существования ВТО».

С точки зрения экономиста, очевидно, что российское продэмбарго нарушает правила ВТО.

«Но дальше-то что? – продолжил он. – Есть такое понятие как инфорсмент (enforcement) – принуждение к исполнению некого закона. Но чем это реально грозит России? Да, какие-то экономические меры против нее могут принять, но не более того. Сомневаюсь, что за нарушения Россией правил ВТО последует ее исключение из организации, потому что и эта процедура тоже очень плохо прописана».

Кроме того, с точки зрения эксперта, ВТО для российской экономики существенного значения не имеет: «Членство в ВТО выгодно, например, российским металлургам, экспортная продукция которых до вступления в ВТО часто подвергалась дополнительным пошлинам и ограничивалась квотами, и невыгодно российскому сельскому хозяйству, которое страдает от дешевого субсидированного импорта отдельных категории продукции из Европы, в том числе той же свинины. Но основной российский экспортный товар – нефть, нефтепродукты и газ, которые в мировой экономике пока востребованы».

Поэтому вопрос пребывания в ВТО для РФ – «маргинальный», заключил сотрудник Института Гайдара.

У Алексея Портанского иной подход к проблеме.

«Когда мы стремились в ВТО, то рассчитывали, что вот-вот уже твердо станем на модернизационный путь развития экономики, – вспоминает он. – Это критически важно для ВТО, потому что основной смысл пребывания в организации есть только тогда, когда страна производит товары с высокой добавленной стоимостью. Но мы пока в значительной степени экспортируем сырье. Для этого быть в ВТО действительно не обязательно. Но у нас никто никогда не скажет, что мы собираемся навеки оставаться сырьевой державой».

Другое дело, что в России серьезно опоздали с модернизацией, и у страны по-прежнему существенная доля в экспорте – сырье: нефть и газ, прежде всего, признал профессор.

XS
SM
MD
LG