Линки доступности

НАТО и проблема безопасности соседей России


Российские эксперты о возможных решениях Брюсселя

Североатлантический Альянс на предстоящем в сентябре саммите в Соединенном Королевстве примет целый ряд мер для того, чтобы гарантировать безопасность входящих в его состав стран, граничащих с Россией. Об этом в интервью нескольким изданиям недавно заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Решения могут коснуться схемы организации и действий Сил быстрого реагирования НАТО в Европе, а также создания контингентов войск Альянса, которые будут находиться в странах Восточной Европы на длительной основе.

Российское представительство при НАТО уже отреагировало на интервью генсека НАТО несколькими критическими репликами в сети Twitter. «Усиление видимого военного присутствие НАТО на востоке будет иметь пагубные последствия для евроатлантической стабильности», «Россия отреагирует для обеспечения своей безопасности», «НАТО готово «удовлетворять» фобии своих восточных союзников. Но как обстоят дела с борьбой с реальными проблемами международной безопасности?» – этими ремарками официальные представители Москвы при Альянсе выразили свое отношение к высказываниям Андерса Фог Расмуссена.

Планы

В пресс-службе НАТО в Брюсселе корреспонденту «Голоса Америки» заявили, что все, о чем рассказал генеральный секретарь Альянса в своих интервью, находится на стадии проработки.

Офицер по связям с прессой штаб-квартиры НАТО сообщил корреспонденту «Голоса Америки» следующее: «Дискуссия о Плане действий по обеспечению боеготовности в штаб-квартире в Брюсселе все еще идет. Союзники пока еще его обсуждают. И в этих дискуссиях в качестве части этого плана обсуждается несколько возможных вариантов, в частности, и предварительного размещения оборудования и войск, адаптации инфраструктуры НАТО к нынешней ситуации, улучшения обмена разведданными между союзниками, а также возможные изменения в организации Сил быстрого реагирования с тем, чтобы они прибывали в нужный район быстрее».

Представитель Альянса подчеркнул, что решения пока не приняты; документ под названием «План действий по обеспечению боеготовности» будет приниматься только на предстоящем саммите.

Он также подтвердил, что все практическое сотрудничество между НАТО и Россией прекращено, хотя «каналы связи на политическом уровне остаются».

Своими оценками планов НАТО с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» поделились российские эксперты.

Александр Коновалов: физическое приближение НАТО к России неэффективно

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов в интервью Русской службе «Голоса Америки» сообщил, что ему «приближение натовских баз к российским границам кажется несколько искусственным и в современных условиях не слишком актуальным».

«Нынешние концепции ведения боевых действий подразумевают, прежде всего, концентрацию огневой мощи, а не концентрацию войск. А для концентрации огневой мощи современных вооружений их не надо подтаскивать близко к границе», – считает эксперт.

По мнению Александра Коновалова, США также не испытывают большого желания посылать крупные дополнительные контингенты войск в Европу: «Это все находится в очень серьезном противоречии с провозглашенным США принципом переноса оборонительной активности из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. Америка, в принципе, от этого переноса не откажется, потому что, как не крути, а Европу она не рассматривает пока как серьезный и наиболее вероятный театр военных действий».

Александр Коновалов говорит, что восточноевропейские страны, настаивающие на размещении воинских контингентов НАТО на своей территории, «сейчас гораздо более убедительно выглядят в качестве потенциальных жертв, нежели раньше». «Польша и страны Балтии рассматривают присутствие войск НАТО как наиболее надежный страховой полис: если американцы есть, то, прежде чем стукнуть по этой территории, десять раз подумают», – уверен эксперт.

«Конечно же, когда мы взялись за восстановление “исконно российского пространства”, “русского мира”, то, конечно, у них первая мысль, что мы балтийские государства тоже со временем приберем к рукам так же, как Крым», – с иронией заключил Александр Коновалов.

Павел Фельгенгауэр: озабоченность Польши и стран Балтии очевидна

Независимый эксперт Павел Фельгенгауэр разделяет точку зрения Александра Коновалова относительно того, что больше всего защиты НАТО требуют в Польше и Балтии. В интервью «Голосу Америки» он говорит: «Страны Балтии и поляки опасаются того, что их постигнет судьба Украины, и хотят, чтобы альянс усилил их оборону, по возможности разместив на их территории войска, лучше всего, конечно, американские, чтобы в Москве четко понимали: любые попытки «освободить русскоязычное население» в Латвии – это будет война не с Эстонией, Латвией или Литвой, а сразу с Америкой».

По словам эксперта, «такой вещи, как база НАТО, в общем, не существует». «Существуют американские базы на территории Европы, а в принципе, в мирное время войска государств НАТО располагаются на территориях этих государств. Иногда проводят маневры в Прибалтике, туда приезжают военные из разных стран НАТО. Еще у них есть система передового складирования тяжелого вооружения. Но держать войска на чужой территории - это дорого, хотя американцы себе могут это позволить», – объясняет Павел Фельгенгауэр.

Военный аналитик рассказывает, что частью идеи реорганизации НАТО под существующую ситуацию может быть «появление дополнительных совместных штабов - об этом говорят в Польше». «НАТО – это, по сути, штабная структура. Объединенных войск НАТО не существует в мирное время, есть несколько натовских штабов, которые готовы принять под управление объединенные союзнические войска в случае, когда возникнет конфликт. А пока конфликта нет, то НАТО – это как бы голова без тела», – говорит он.

Павел Фельгенгауэр отмечает: «Это достаточно сложный вопрос. Пока, насколько я знаю, даже военный штаб НАТО разрабатывает именно передовое базирование техники, а базирование постоянного контингента не очевидно. Расмуссен это предлагает, но это не значит, что это будет принято».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG