Линки доступности

«Гуманитарное вторжение» номер «два»?


Что кроется за российской гуманитарной миссией и почему это беспокоит Запад?

МОСКВА – На многосторонней встрече в Минске во вторник в числе прочего будет затронута и перспектива доставки второго российского гуманитарного конвоя на восток Украины, пообещал накануне министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Как известно, первое прохождение аналогичного конвоя прошло фактически без согласия украинских властей, в нарушении всяких международных норм и вызвало резкую негативную оценку как в Киеве, так на Западе и в США.

Администрация президента США выразила обеспокоенность планами России направить в Украину новый гуманитарный конвой, сообщила на прошедшем в понедельник брифинге представитель Государственного департамента Джен Псаки.

По ее словам, любая миссия без разрешения Украины будет очередным провокационным шагом, который будет лишь способствовать эскалации ситуации, которую президент Путин, согласно его заявлению, намерен урегулировать.

«Контекст (проблемы), – продолжала Джен Псаки, – а именно то, кто предоставляет эту гуманитарную помощь, то есть страна, продолжающая помогать сепаратистам оружием, людьми, финансированием, оборудованием, – вот одна из главных причин, в силу которых это вызывает нашу озабоченность, как и озабоченность украинской стороны».

Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» по-разному относятся к затее Москвы с гуманитарным конвоем.

Профессор Высшей школы экономики, доктор политических наук Юлий Нисневич, в прошлом секретарь политсовета партии «Либеральная Россия» считает, что это скорее политический шаг, чем гуманитарный.

«Россия по большому счету Новороссию сдала, и ей нужно очень плавно выходить из этой, мягко говоря, непростой ситуации, просто бросить ее резко она не может, – заметил он. – Потому что внутри страны есть определенный эмоциональный настрой и это будет воспринято как предательство».

На его взгляд, чтобы «мягко выйти из трудного положения», и необходима демонстрационная гуманитарная поддержка. Одновременно тем самым осуществляется поддержку и «всей сепаратистской компании».

«Не напрямую, а опосредованно, через мирных граждан, что выглядит очень красиво в глазах, прежде всего, собственных граждан», – пояснил профессор.

С его точки зрения, идея второго конвоя – фактически продолжение политической игры, которая оказалась «в какой-то степени вполне приемлемой для внутреннего употребления».

«С другой стороны, украинцы тоже пороли разную пропагандистскую ерунду типа того, что на машинах конвоя вывозят продукцию оборонную предприятий, – добавил он. – Это, естественно, играет на руку российской власти в их стремлении внести некую смуту, навести тень на плетень».

Как ему представляется, Москве комфортно в такой политической зоне.

«Ну почему тогда не продолжить этот спектакль?» – задается он вопросом.

К реальной гуманитарной проблеме это, по его убеждению, ни со стороны Киева, ни со стороны Москвы никакого отношения не имеет.

Заведующий кафедрой общественно-политических наук Московской школы экономики (МШЭ) МГУ профессор Виктор Кувалдин согласен, что, когда идет война, «в любом шаге есть элемент политики».

«Это абсолютно неизбежно, – заметил он в комментарии «Голосу Америки». – Другое дело, чему служит эта политика».

Как ему видится, одна из целей, которую преследует в данном случае Москва, совпадает с «реально объявленной».

«Сейчас практически нет сомнений ни в Москве, ни в западных столицах, что Донбасс – действительно зона гуманитарной катастрофы, где люди оказались в крайне тяжелом положении», – резюмировал Кувалдин.

Он также признал, что одновременно гуманитарный конвой призван «поддержать ополченцев и укрепить позиции Москвы, в том, что касается всей политической схватки на Украине и вокруг нее».

Озабоченность Запада профессор объяснил тем, что тот оказался в нелегком положении.

«Идет большая геополитическая схватка вокруг Украины, – развил он свой тезис. – И те методы ведения военных действий, которые использует Киев, выходят за рамки того, что принято в международном праве и в европейском сознании тоже».

Сам факт отправки гуманитарного конвоя это как раз обнажает и подчеркивает, заключил политолог.

XS
SM
MD
LG