Линки доступности

Верховный суд России отклонил апелляцию по делу граждан Украины Карпюка и Клыха


Украинцев обвинили в вооруженном участии против регулярных российских войск в 1994-1995 годах на территории Чечни

КИЕВ – Верховный суд России отклонил апелляцию и оставил в силе приговор украинским гражданам Николаю Карпюку и Станиславу Клыху, осужденных к 22,5 и 20 годам лишения свободы по делу об участии в боевых действиях против федеральных войск в первую чеченскую кампанию в составе организации УНА-УНСО. Об этом после вынесения решения Верховным судом России 26 октября 2016 года сообщает информационное агентство «Интерфакс-Украина».

«Приговор Верховного суда Чечни оставить без изменения, апелляционные жалобы адвокатов без удовлетворения», – огласил решение судья, сообщает «Интерфакс-Украина». Согласно приговору, Николай Карпюк проведет в тюрьме первые 10 лет, а Станислав Клых – первые 9 лет, затем оба будут отправлены в колонию строгого режима.

По версии следствия, в конце 1994 – начале 1995 года Карпюк и Клых воевали в Чечне против российских федеральных сил и причастны к убийствам военных, сообщает РИА «Новости».

Адвокат Илья Новиков на своей странице в Фейсбуке написал, что Николай Карпюк во время судебного заседания 26 октября сказал удивительную вещь.

«Мое дело менее важно, чем жалоба судьи против моих адвокатов. Я понимаю, за что осудили меня – это месть за то, что я украинец и патриот. А им мстят, чтобы другим не повадно было защищать людей», – цитирует Илья Новиков слова своего подзащитного.

Илья Новиков отметил, что после решения Верховного суда РФ «дальше в наших руках остается жалоба в ЕСПЧ и пунктиром пара инстанций в России».

«Мы передали кейс со вступившим в силу приговором как еще один пункт для обсуждений в Минске. Понимаем, что их и так хватает, но лучше кейс, который можно обсуждать, чем тот, по которому на неопределенный срок висит пауза. Хотя не знаю, есть ли в этих раскладах «лучше». Будем продолжать с тем, что есть», – написал Илья Новиков в Фейсбуке.

МИД о политически мотивированном деле

Министерство иностранных дел Украины выпустило заявление, в котором «решительно осуждает» принятое 26 октября 2016 решение Верховного суда Российской Федерации оставить без изменений приговоры гражданам Украины Николаю Карпюку и Станиславу Клыху.

«Политически мотивированные уголовные дела в отношении Николая Карпюка и Станислава Клыха, а также игнорирование Верховным судом Российской Федерации приведенных стороной защиты фактов фальсификации дела и многочисленных грубых процессуальных нарушений в ходе уголовного производства является очередным свидетельством отсутствия справедливого правосудия в Российской Федерации.

Особенно циничным является игнорирование законных требований Украины и стороны защиты о проведении независимой психиатрической экспертизы состояния здоровья Станислава Клиха, который уже длительное время вызывает обеспокоенность», – отмечается в документе, публикуемом на сайте украинского внешнеполитического ведомства.

МИД Украины требует от «государства-агрессора немедленно освободить осужденных по политическим мотивам Николая Карпюка и Станислава Клыха, а также других граждан Украины, незаконно удерживаемых Российской Федерацией по сфабрикованным обвинениям».

«Призываем мировое сообщество, международные правозащитные институты принять все возможные правовых, политических и экономических мер с целью освобождения и возвращения в Украину ее граждан, ставших политическими заключенными Кремля в результате вооруженной агрессии России и незаконной оккупации суверенной территории Украины», – подчеркивается в заявлении МИДа Украины.

Реакция правозащитников

О том, что уголовные дела Клыха и Карпюка сфабрикованы, в нем зафиксированы многочисленные нарушения, говорится в статье на сайте неправительственной международной организации Amnesty International.

«Многочисленные нарушения справедливого судебного разбирательства и неубедительные доказательства обвинения указывают на сфабрикованное дело. Они (Клых и Карпюк – Т.Б.) были лишены доступа к своим адвокатам и утверждают, что их признательные показания были выбиты из них в результате пыток», – отмечает директор программ Европы и Средней Азии международной правозащитной организации Amnesty International (AI) Джон Далхизен (John Dalhuisen).

Он отметил, что «вместо того, чтобы исправить эту вопиющую пародию на справедливость, Верховный суд вновь упустил из виду доказательства и оставил в силе обвинения», в этом пропагандистски управляемом, показательном процессе.

Российский правозащитный центр «Мемориал» к 25 мая 2016 сформировал список, в который вошли 87 политических заключенных в России. В списке – Николай Карпюк и Станислав Клых, имена и фамилии крымских татар, несогласных с российской аннексией Крыма.

«Признан политзаключенным, так как уголовное преследование осуществляется с нарушением права на справедливое судебное разбирательство», – сообщает «Мемориал» в краткой справке к биографии Карпюка и Клыха.

В мае 2016 года президент Украины Петр Порошенко написал в Фейсбуке о том, что «делал и все буду делать для освобождения Николая Карпюка и Станислава Клыха, которых считаем украинскими политзаключенными в России».

На заседании Верховного суда РФ в Москве 26 октября присутствовала народный депутат Украины Надежда Савченко.

«Слава Украине! Хлопцы, тримайтесь! (держитесь – ред) Микола, ты выдержишь. Мне тоже вынесли двадцать, а ни хрена не двадцать. Слава Украине, героям Слава!» – сказала Надежда Савченко по видеосвязи Клыху и Карпюку, сообщает интернет-издание «Медиазона».

Современная Россия и старые советские методы

Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний говорит о том, что российская власть пытается всячески изолировать украинцев от любого доступа к информации, в которой выражается поддержка и солидарность Клыху и Карплюку как со стороны Украины, так и международного сообщества.

Тарас Загородний считает, что Россия использует старые советские методы, привлекая политических оппонентов власти к уголовной ответственности.

«Россия – это типичное государство-террорист, и там нет политических заключенных. Эта идет еще с советских времен: политических заключенных сажают по уголовным статьям. Например, Сенцов и Кольченко – политические заключенные по украинской и международной классификации. Тем более, у Сенцова признали, фактически, гражданство России, которое он не получал и не собирался получать. Ему его вручили автоматически и теперь судят по уголовному производству, как российского гражданина», – говорит корреспонденту Тарас Загородний Русской службе «Голоса Америки».

Тарас Загородний считает, что историю освобождения бывшей политической заключенной Надежды Савченко нельзя сравнивать с вероятным процессом возвращения домой, например, Клыха и Карпюка.

«Савченко была выпущена потом, что все-таки, было громадное давление мирового сообщества. И нужно откровенно сказать, дело было совершенно сфальсифицированное и глупое. Клыха и Карпюка обвиняют в том, что они воевали в Чечне. Их судят не по политическим статьям, в данном случае будет сложно наладить давление на Россию», – подчеркивает Тарас Загородний.

Тарас Загородний считает, что для масштабного возвращения всех украинских политических заключенных домой необходимы серьезные подвижки в политическом, социальном, экономическом устройстве России.

«Попросту говоря – либо в России сменится власть, либо Россия начнет действовать не как государство-террорист, а нормальное цивилизованное государство», – считает Тарас Загородний.

Заложники в большой политической игре

Директор неправительственной организации «Центр развития общества» Игорь Харченко, считает, что украинцев, которых преследуют в России по политическим мотивам, можно отнести к заложникам в большой игре.

«Как бы цинично это не звучало, но нельзя исключать, что украинских граждан в России преследуют для того, чтобы иметь возможности как-то повлиять на проведение, результат выборов на оккупированной территории в Донбассе. Станислав Клых и Николай Карпюк сегодня больше похожи на заложников политической игре. По правилам этой игры, если в Донбассе все будет, как того желает Россия, то их отпустят, если нет – то нет», – говорит Игорь Харченко корреспонденту Русской службе «Голоса Америки».

Игорь Харченко отмечает отсутствие государственной кампании, публичного процесса со стороны официальной украинской власти в сфере возврата, освобождения, защиты украинских политических заключенных в России.

«Для меня это удивительно, по логике после освобождения Надежды Савченко должна действовать соответствующая государственная кампания в отношении буквально всех заложников, называемых в прессе и не называемых. Но ничего этого нет. Вероятно, освободить Надежду Савченко было легче – она женщина, офицер. Она для «медийности» – лучший персонаж. Если смотреть на процесс возврата украинцев с такого ракурса, – нынешняя ситуация выглядит цинично и печально. Нужно бороться за каждого гражданина Украины», – говорит Игорь Харченко.

Вместе с тем, он считает, что не следует переоценивать визит Надежды Савченко в Москву на заседание Верховного суда России, его влияние на российскую сторону.

«Сложно представить, что Надежда Савченко может повлиять на какого-либо из российских чиновников. Решения по поводу украинцев-заложников принимаются на наивысшем уровне, Путиным, например, и влиять на него подобным образом невозможно», – утверждает Игорь Харченко.

XS
SM
MD
LG