Линки доступности

Страх питает безнаказанность в России


Минута молчания в память Натальи Эстемировой: Олег Орлов, Людмила Алексеева, Александр Филиппенко, Владимир Лукин
Минута молчания в память Натальи Эстемировой: Олег Орлов, Людмила Алексеева, Александр Филиппенко, Владимир Лукин

Грозненский филиал правозащитного центра «Мемориал» опубликовал заявление, в котором говорится о серьезной опасности, в которой находятся его сотрудники. В документе отмечается открытая враждебность чеченских властей к действиям независимых правозащитников - до такой степени, что гражданские инициативы приравниваются ими к терроризму.

На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев направил «Мемориалу» телеграмму, в которой выразил соболезнования в связи с убийством Натальи Эстемировой. Он сообщил, что глубоко потрясен ее гибелью, обещал провести расследование и наказать виновных.

Однако, по словам уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, подобные обещания в России не выполняются, особенно если жертвами оказываются правозащитники, адвокаты и журналисты. Он отметил, что все начинается с обещаний, однако дело затягивается лет на десять, в течение которых общественности несколько раз объявляют о скором его завершении. Так продолжается до тех пор, пока его не вытеснят другие дела.

В четверг Лукин выступил в Москве на пресс-конференции, собравшей множество зарубежных журналистов. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева попросила поднять руки тех, кто представляет российские СМИ. Было очевидно, что их явное меньшинство.

По словам Алексеевой, ее организация получила большое количество звонков с просьбой прокомментировать убийство Натальи Эстемировой. Но среди них не было ни одного звонка от российских журналистов. В результате, создается ощущение, что отечественные СМИ не заинтересованы в освещении убийств правозащитников и журналистов, заключила Людмила Алексеева.

Председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов сказал, что получил несколько звонков по поводу убийства его коллеги. Он убежден, что это преступление – лишь верхушка айсберга, и что именно страх перед властями не позволяет гражданам жаловаться, когда исчезают их близкие и родные.

Как отметил Орлов, жители России начинают протестовать только тогда, когда теряют последнюю надежду на справедливость. Даже если похищенный чудом остается жив, он просит ни в коем случае публично не защищать его и забыть о том, что произошло, а его родственники отзывают поданные жалобы.

По данным правозащитников число жертв похищений в Чечне выросло с 35 в 2007 году до 42 в 2008. А за первое полугодие 2009 года эта цифра уже превысила сумму двух прошлых лет.

На пресс-конференции «Мемориала» в Москве присутствовал российский актер Александр Филиппенко, прочитавший отрывок из эссе известного русского писателя Александра Солженицына «Жить не по лжи», написанного в 1974 году.

В этом отрывке говорится: «Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков, только бы не расстроить своего утлого существования. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, мы только боимся шагов гражданского мужества. Нам бы не оторваться от стада, не сделать шаг в одиночку».

Уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин говорил на конференции о существовании на Кавказе зон вседозволенности, которые, по его словам, могут распространиться на всю территорию России. Он подчеркнул, что чиновники, которые терпят их существование из оппортунистических соображений, идут по опасному пути. В России слишком много людей думает, что проблемы можно решать путем убийства неудобных лиц, сказал Лукин.

Он также отметил, что в России понятие государственной безопасности часто путают с понятием безопасности представителей власти. Между тем, в правовом государстве понятие безопасности должно, прежде всего, означать безопасность граждан, и, в частности, журналистов, адвокатов и правозащитников, которые отстаиваю права всех остальных.

XS
SM
MD
LG