Линки доступности

В России готовится закон по обращению с радиоактивными отходами


В России готовится закон по обращению с радиоактивными отходами
В России готовится закон по обращению с радиоактивными отходами

Представители экологических организаций говорят о несовершенстве законопроекта, регулирующего захоронение радиоактивных отходов. Качество будущего закона экологи, собравшие журналистов в Независимом пресс-центре, называют «ужасающим». Явными недостатками экологи считают, прежде всего, разрешение на подземную закачку радиоактивных отходов, которую сегодня запрещают, в частности, Закон об охране окружающей среды и Водный кодекс.

Есть подтвержденные, в том числе государственными контрольными органами, данные о том, что происходит распространение отходов под землей. Они двигаются в сторону водозаборов, и при закачке новых отходов скорость этого движения будет увеличиваться. При этом Министерство природы разрешило продолжать закачку, чем пользуется корпорация «Росатом», чьи интересы, по мнению экологов, в первую очередь и отражает законопроект.

Сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк заявил: «Если почитать то, что написано в заключениях – это тихий ужас. Мы же сейчас идем к тому, что в Красноярском крае, в Томской области, в Димитровграде (Ульяновская область), на Калининской АЭС, буквально в трехстах километрах от Москвы – это четыре места, где «Росатом» закачивает сейчас радиоактивные отходы под землю, этими отходами будет загрязнена питьевая вода. Вопрос в том, через какое время это произойдет. Но то, что «Росатом» уже это сделал и, по сути, распространение радиоактивных веществ под землей никто не может контролировать, абсолютно ужасно! И «Росатом» по этому закону хочет легализовать эту закачку, чтобы в будущем закачивать еще больше».

Не соглашаясь с экологами, один из разработчиков законопроекта, доктор наук, заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики Игорь Линге, утверждает, что на всех объектах, где проходит закачка отходов, соблюдается необходимый уровень безопасности. «Особых причин для беспокойства – в плане безопасности этих объектов – нет, – заявил Линге Русской службе «Голоса Америки». – В сегодняшней формулировке в законопроекте, с поправками, которые уже прошли, этот вид деятельности ограничивается уже существующими полигонами. Как специалист, понимающий что-то в области безопасности, могу сказать, что отходы лучше захоранивать отвержденными (приведенными в твердое состояние по специальной технологии – И.Р.). Но раз эта практика (захоронения в жидком виде – И.Р.) начата, стоит ее нормально завершить».

Экологи обращают внимание на то, что при организации и строительстве новых могильников и хранилищ закон не обязывает учитывать мнение жителей тех районов, где предполагается появление таких объектов. «Росатому», указывают защитники окружающей среды, необходимо лишь получить одобрение от местной власти в лице губернатора. Кроме того, все отходы по новому закону делятся на «накопленные» и «остальные». «Накопленными» будут считаться отходы, появившиеся до вступления закона в силу, и бремя расходов на их утилизацию – несколько миллиардов долларов – ляжет не на «Росатом», а на бюджет, другими словами, на плечи налогоплательщиков. За «остальные» отходы, возникающие после подписания закона президентом, платят те структуры, у которых в процессе работы появляется радиоактивный мусор.

«Законы делаются для того, чтобы балансировать интересы в обществе – защитить население и поддержать промышленность, грубо говоря, – отметил на пресс-конференции биолог, член-корреспондент РАН, профессор Алексей Яблоков. – Так вот этот закон о защите населения мало-мало, а о поддержке промышленности много-много говорит. То есть, закон не сбалансирован в этом отношении, и это наша самая большая претензия». Он также сообщил, что в законе мало описана проблема российских территорий, на которых в былые времена проводились испытания – всего 85 подземных ядерных взрывов. И многие атомщики, по словам г-на Яблокова, предлагают объявить эти районы «местами неконтролируемого захоронения радиоактивных отходов». Но в законопроекте ничего подобного нет.

Законопроект прошел первое чтение в Государственной думе 20 января 2010 г., однако назначенное на 17 марта второе чтение не состоялось. Источник в комитете ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии сообщил, что документ все еще дорабатывается, что свидетельствует о внимании к проблеме. Комитет создал рабочую группу, куда пригласил и экологов, резко критикующих закон. Заместитель генерального директора «Росатома» Евгений Евстратов после первого чтения говорил о том, что законопроект стал жестче.

«Ко второму чтению законопроекта в Государственной Думе мы получили около 160 поправок в документ от регионов, – подчеркнул г-н Евстратов, участвуя в заседании «круглого стола» в РИА «Новости» в начале марта. – Закон после доработки стал более четким и жестким. Мы согласились, что объекты захоронения отходов могут быть только в федеральной собственности. В законе также есть пункт о полной финансовой ответственности производителя отходов».

Однако участники пресс-конференции категорически не согласны с нынешней редакцией законопроекта и намерены добиваться радикальных его изменений.

«Та редакция закона, которая сегодня есть, отражает экологическую безответственность действующих властей, – сказал бывший министр энергетики РФ, член бюро движения «Солидарность» Владимир Милов. – Мы понимаем, как работает сегодняшняя система принятия решений. Если в администрации президента согласуют прохождение закона через второе, третье чтение, Совет Федерации и подписание президентом, то примут и с закачкой и без того, чтобы спрашивать население о размещении могильников. Освободят «Росатом» от ответственности за накопленные отходы, но мы... будем бороться за то, чтобы те положения закона, которые нас не устраивают, в итоге были отменены, или исправлены».

Г-н Милов добавил, что противники нынешнего варианта законопроекта будут готовить обращения, судебные иски, организовывать акции протеста, чтобы добиться изменений.

Единственное в чем сходятся и критики, и сторонники закона – в том или ином виде он действительно необходим. В России сегодня отсутствует всеобъемлющая правовая база, регулирующая утилизацию радиоактивных отходов. Между тем, за годы советской атомной программы и в постсоветские времена в стране образовались 500 миллионов тонн радиоактивного мусора.

XS
SM
MD
LG