Линки доступности

Два митинга в Санкт-Петербурге – с задержаниями и без


Два митинга в Санкт-Петербурге – с задержаниями и без
Два митинга в Санкт-Петербурге – с задержаниями и без

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Конституция РФ, статья 31». Это – цитата из листовки, озаглавленной «Стратегия 31», раздаваемой в Санкт-Петербурге на митинге у Гостиного двора. Ниже в той листовке было написано: «Здесь собрались граждане Российской Федерации, чье право на свободу собраний, как и многие другие права, регулярно попираются действующей властью. Закон на нашей стороне. Мы – свободные люди. Мы требуем соблюдения Конституции».

Громкое цитирование текста этой листовки, вместе с комментариями по поводу встречи премьер-министра России с представителями творческой интеллигенции страны, послужили поводом к тому, чтобы несколько участников митинга (в основном, из числа сторонников НБП Эдуарда Лимонова и РНДС Михаила Касьянова) были задержаны сотрудниками ОМОНа, помещены в бронированные автобусы и доставлены в отделения милиции.

Многие из участников митинга пытались усовестить стражей порядка. Так, один из пожилых петербуржцев, пришедший на митинг с боевыми орденами, рядом с которыми он надел значок с числом 31, говорил милиционерам: «За что вы нас хватаете? Ведь вы же существуете на наши деньги! Я за вас воевал, а вы что с нами делаете?». Впрочем, никакого ответа на свои вопросы ветеран не получил. А офицеры обращались к собравшимся через мегафоны с призывами разойтись и не мешать свободному проходу пассажиров к ближайшей станции метро.

О задержаниях у Гостиного двора стало известно участникам другой акции – на Дворцовой площади. Один из лидеров движения «Солидарность» Владимир Милов в интервью «Голосу Америки» прокомментировал это так: «Это – абсолютно возмутительно! Как всегда, власть показала свое настоящее лицо. Она категорически боится свободных людей, боится того, что люди, невзирая на запреты, будут выходить защищать свои конституционные права, и эта тактика превентивных арестов, жестких с избиениями, для того, чтобы показать свою силу и напугать всех остальных – это то, что мы наблюдаем в России все последние месяцы и даже годы».

Поддержать 31-ю статью Конституции РФ на Дворцовую площадь пришли и некоторые знаменитые рок-музыканты. В частности, руководитель созданной еще в 70-е годы группы «Санкт-Петербург» Владимир Рекшан, и лидер легендарной группы конца 80-х «Телевизор» Михаил Борзыкин. Кстати, их коллега по рок-движению начала Перестройки Константин Кинчев на днях выступил с публичным заявлением в поддержку политики, проводимой Владимиром Путиным, создав очевидный диссонанс с полемикой, которую устроил с премьер-министром еще один прославленный российский рокер Юрий Шевчук.

Борзыкин и Рекшан традиционно принимают участие в «Маршах несогласных», и их позиция по отношению к властям осталась бескомпромиссной. Так, Михаил Борзыкин предупредил, что если власть не обратит внимания на требования людей соблюдать их права, в том числе экономические, в стране может произойти новая революция. «По образцу 1917-го года, или «бархатная»? – поспешил уточнить корреспондент «Голоса Америки»?

«Я, как гуманитарий, конечно, сторонник бархатных революций, – ответил лидер группы «Телевизор». «Но ведь есть и процесс эволюции», – добавил Владимир Рекшан. «Вот именно, – подхватил Михаил Борзыкин, – нужно помнить, что польза есть и от эволюционного процесса, и от революционного. Конечно, хотелось бы, чтобы все проходило бескровно, но не всегда это получается. Но то, что мы сейчас может здесь стоять и разговаривать, не боясь, что нас разгонят хлыстами надсмотрщики, – результат эволюционного развития, старт которому дала французская революция», – заключил Михаил Борзыкин.

Встречу Владимира Путина с представителями творческой интеллигенции Санкт-Петербурга и Москвы комментировали многие участники митинга на Дворцовой площади. Адвокат Юрий Шмидт подчеркнул: «Господин Путин явно потерял самообладание. Я, как человек, профессионально работающий в сфере дискуссий, споров, и полемики, заметил его слабость, попытки выгадать время, когда он спросил Шевчука: кто вы такой? Ну, и, конечно, его слова были крайне неубедительны и противоречивы».

Лидер движения «Солидарность» Борис Немцов, в свою очередь, отметил: «Сейчас события, которые разворачиваются в Санкт-Петербурге и в Москве с задержаниями демонстрантов, дискредитируют Россию. Ведь премьер-министр говорит: раз люди собираются мирно, не мешают больным ходить в поликлиники, а детям праздновать праздники – то они имеют право это делать. А через день после этого людей начинают сажать в «кутузку», хотя никто никакого порядка не нарушал. Это означает, что премьер-министр либо обманывает, либо он – беспомощный человек и его никто не слушает, либо считает всех окружающих недалекими людьми».

Проведя некоторое время на Дворцовой площади митингующие направились пешком на Сенатскую площадь, к зданию Конституционного суда. На попытки милиционеров воспрепятствовать перемещению, оппозиционеры (которых сопровождала еврокомиссар по правам человека Хейди Хаутала) отвечали, что просто гуляют по городу, и переходить проезжую часть, как законопослушные люди, намерены лишь по зеленому сигналу светофора. В результате, митинг завершился без эксцессов, после чего Борис Немцов в сопровождении нескольких своих сторонников отправился вызволять из милиции задержанных на акции протеста у Гостиного двора.

XS
SM
MD
LG