Линки доступности

Россия - Беларусь: Кто и кому должен?


Российские СМИ незамедлительно и весьма активно откликнулись на заявление президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что две российские военные базы, расположенные на территории Беларуси, используются Москвой практически бесплатно. Анализируя контекст и тон высказываний белорусского лидера, среди которых были и такие: «Если президент России забыл про Барановичи и Вилейку, надо вспомнить. Если он хочет знать, сколько они платят нам за них, в отличие от Севастополя - ноль. Ноль рублей, ноль копеек, ноль долларов», некоторые российские Интернет-порталы назвали очередной демарш Александра Лукашенко «шантажом».

Российские и белорусские эксперты считают, что обострение риторики со стороны белорусского лидера было вызвано его болезненной реакцией на негативные комментарии российских властей по поводу его решения принять Бакиева в Минске, а также информацией о новом соглашении между Россией и Украиной по аренде военно-морской базы в Севастополе.

Уже в понедельник, 26 апреля, на следующий день, целый ряд российских информационных изданий перепечатали наиболее резкие моменты из высказываний белорусского президента. Отреагировали на происшедшее и в независимой белорусской прессе. Шеф-редактор газеты «Народная воля» Светлана Калинкина опубликовала статью на сайте «Белорусский партизан», в которой она напомнила о белорусско-российских соглашениях, подписанных президентами Лукашенко и Ельциным в январе 1996. Согласно договору о так называемом «нулевом варианте» упомянутые белорусским президентом два российских военных объекта не имеют статуса «военных баз», и что за их пребывание в Беларуси россияне уже давно рассчитались.

Среди прочего, этот документ предусматривал списание части белорусских долгов за газ, которые были зачтены в счет компенсации за вывод ядерного оружия. «Остальную часть долга, - пишет Калинкина, - на 1 миллиард долларов мы (Беларусь) оформили в виде векселя, который отдали «на хранение» в российский Центробанк. И странная история случилась с этим векселем. СМИ о нем забыли, экономисты забыли, никогда эта тема больше публично не всплывала".

Русская Служба «Голоса Америки» обратилась за комментариями к авторитетным экспертам из США, России и Беларуси.

Бывший посол в Республику Беларусь Кеннет Яловиц, а ныне – профессор Дартмутского университета, считает, что такими заявлениями белорусский президент хочет показать, что он все еще имеет какой-то политический вес. «Насколько я помню, Лукашенко делает такие выпады в сторону России уже не в первый раз. Я думаю, что он просто набивает себе цену, особенно в свете недавно подписанных соглашений между Россией и Украиной по Черноморскому флоту. Лукашенко чувствует, что его позиции существенно ослабли, но он все так же нуждаться в российских энергоресурсах, поэтому он и идет на такие шаги», – делится соображениями бывший дипломат.

Другой бывший высокопоставленный американский дипломат Дэвид Крамер, который занимал должность помощника госсекретаря США в предыдущей администрации, согласен с послом Яловицем: «Своими последними комментариями Лукашенко хочет продемонстрировать, что он абсолютно независим от московского влияния. Неслучайно его заявления пришлись на момент подписания соглашений по продлению российского военно-морского присутствия в украинском Севастополе еще на 25 лет».

«Однако, – считает Крамер, – Лукашенко следовало бы быть осторожнее в своих заявлениях в адрес России, поскольку он все еще очень зависим (и следовательно уязвим) от субсидированных ею энергоресурсов".
А вот депутат Госдумы РФ, идеолог «Единой России» Сергей Марков, не увидел в словах Лукашенко серьезных причин для политического конфликта между двумя соседскими государствами.

«Я бы не стал называть заявления белорусского лидера попыткой шантажа России или поводом для большой политической ссоры, – считает директор Института политических исследований Сергей Марков. – Скорее речь идет о «внутрисемейных спорах, которые не должны перерасти в серьезное противостояние, так как это не в интересах ни Москвы, ни Минска».

По мнению политолога, президент Лукашенко прав, когда говорит, что Беларусь не берет плату с двух российских военных баз на своей территории – это является проявлением доброй воли белорусского руководства».
«Но, с другой стороны, и Россия в «неизмеримо большой степени субсидирует» экономику Беларуси, чем Украины. Кроме того, Москва оказывает военно-техническую поддержку белорусской армии, считает аналитик. У нас общая система ПВО и тесное сотрудничество в сфере подготовки военных кадров», – отмечает депутат.

Комментируя юридический статус российских военных объектов на территории Беларуси, известный российский журналист Павел Шеремет, который побывал на них несколько лет назад, отметил, что оба объекта уже тогда находились не в самом лучшем состоянии. «Я был на обеих базах – и в Вилейке, и в Барановичах. Если про базу в Барановичах можно говорить, как о военном объекте, с серьезной натяжкой, то база в Вилейке – это военный объект середины прошлого века. Его базой-то не назовешь, это действительно объект, где две трети персонала - это граждане Республики Беларусь. И этот объект в большей степени нужен тем, кто живет в той местности, поскольку найти там работу больше негде", - рассказывает Шеремет.

Поясняя ситуацию с оплатой за расположение российских баз в Беларуси и подписанным в 1995-м году Лукашенко и Ельциным "нулевым вариантом", тогдашний замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Санников сказал: "В тех документах списывались все задолженности, которые тогда были у Беларуси. Главным образом, это делалось потому, что Беларусь приняла участие в «игре» по созданию Союзного государства, ну и, естественно, в том пакете документов были и военные базы, и братская дружба, и стратегическое партнерство и т.д."

Говоря о правильности юридической формулировки российских военных объектов в Вилейке и Барановичах, Санников, который сегодня возглавляет гражданскую инициативу "Хартия97" и недавно выдвинул свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах в Беларуси, не во всем согласен с Шереметом и Калинкиной: "Я думаю, что те два военных объекта, о которых сейчас идет речь, все-таки можно назвать базами, поскольку они обслуживаются и контролируются российскими военными. То есть в данном случае я бы не разграничивал этих два понятия: база и объект. Другое дело, что постоянные попытки шантажа этими объектами заставили Россию начать строить замещающие их объекты", - сказал Санников.

  • 16x9 Image

    Игорь Тихоненко

    Телевизионный журналист-международник, ведущий ТВ программ и продюсер. Интересуется темами международной и американской политики, науки, космоса и спорта. На «Голосе Америки» – с 2009 года.

  • 16x9 Image

    Вадим Массальский

    Журналист, блогер, специализируется на теме американо-российских отношений

     

XS
SM
MD
LG