МОСКВА – В состав российских спортсменов, которых Международный олимпийский комитет (МОК) пригласил на зимние Игры-2018 в Южной Корее, вошли 169 атлетов.
Всего на поездку было заявлено 340 человек, включая сопровождающий персонал.
Об этом накануне заявил вице-президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков.
«Уверен, что, несмотря на то, что наш состав поредел, каждый спортсмен, который поедет, будет выступать не только за себя, но и за тех, кто несправедливо, с нашей точки зрения, были отлучены от Олимпийских игр», – сказал Поздняков.
По его словам, Россия получила возможность заполнить ставшие свободными от недопуска лидеров квоты более слабыми атлетами, но принципиально отказалась от этого.
Министр спорта Павел Колобков пообещал отстаивать права отстраненных спортсменов, а также провести для них альтернативные состязания с приглашением представителей иностранных государств.
Реакция МОК на эту инициативу пока неизвестна.
Ранее Международный Олимпийский комитет обнародовал список из 17 критериев, которыми руководствовался, приглашая российских спортсменов в Пхенчхан, сообщается на сайте организации.
Роковым при вынесении решения о допуске россиян на Игры, по данным СМИ, могло стать отсутствие или наличие имени спортсмена в базе данных Московской антидопинговой лаборатории. Эта база, позволяющая выявить допинг-пробы, помечаемые в случае обнаружения запрещенных препаратов как «отрицательные», не так давно попала в руки специалистов Всемирного антидопингового агентства (WADA).
Впрочем, для отказа спортсменам хватало и других оснований. Например, упоминания их фамилий в расследовании антидопинговых комиссий МОК и докладе независимого эксперта WADA Ричарда Макларена и так далее.
В России МОК традиционно упрекают в политизированности, непрозрачности действий и заказном их характере.
Шеф-редактор интернет-издания Insider Роман Доброхотов считает, что разъяснение позиции МОК было хорошим шаг со стороны организации. Потому что, на его взгляд, наличие объективных критериев отбора на зимние Игры исключает возможность для политических мотивов при вынесении решений, а заодно и выбивает козырь из рук кремлевских пропагандистов.
«Но для российских властей это, конечно, ничего принципиально не меняет, поскольку эта тема давно ими политизирована и то, как она преподносится в информационном пространстве, подчиненном Кремлю, не имеет никакого отношения к реальности, – утверждает он в интервью «Голосу Америки». – То же самое касается и людей, которые смотрят исключительно российский телевизор. Они изначально не имеют никакого представления о содержании доклада МОК и том, какова была истинная причина запрета на приглашение спортсменов России в Пхенчхан».
Журналист также думает, что информация об объявленных критериях не будет донесена до российской аудитории правдиво и в полном объеме: «Это просто два разных сосуда, которые между собой не сообщаются. Но, тем не менее, важно, что решение МОК принято. Оно дает формальную объективную основу для того, чтобы определять, кого можно допускать на Игры, а кого нет и как вообще регулировать ситуацию».
В свою очередь, оппозиционный политик Геннадий Гудков полагает, что ключевым для понимания происходящего стало то, что «государство Россия попалось на организации госсистемы использования допинга для достижения результатов» в спорте высших достижений. На его взгляд, эти результаты служили козырем в политических целях руководства страны.
«Есть и вторая сторона медали, – рассуждает он в комментарии «Голосу Америки». – Если бы, допустим, российские власти признали бы примененную практику порочной, сознались и раскаялись в совершенном, тогда, наверное, история развивалась по-другому. Признав ошибки, можно было спасти имидж страны и облегчить допуск наших спортсменов на главные в их жизни старты. На это, кстати, активно намекали и в МОК. Но мы выбрали другой путь, за что и получили по полной программе»
По словам политика, с российской стороны, и система «допингомании» в спорте и последующее поведение стали плевков в лицо международного спортивного сообщества, которое отстаивает свои принципы. Как ему представляется, эта позиция не могла не вызвать всеобщего осуждения.
«А мы вместо покаяния заявляем, что вы там все русофобы, только и ищите, как нас наказать, чтобы ваши спортсмены побеждали без конкуренции, – констатировал он. – Как это может быть воспринято? Вот, допустим, человека с поличным поймали на жульничестве, на суде его спрашивают: вы раскаиваетесь в своих деяниях? А в ответ получают: да вы все тут заодно, у вас криминалисты – махинаторы, и все ваши доказательства – полная фигня. Подобной защитой можно только ужесточить себе приговор. Так получилось и с МОК».
При этом самой пострадавшей стороной Геннадий Гудков считает спортсменов: «Для многих из них это крах всей жизни, их чрезвычайно жалко. Но надо понимать, что они не только заложники, но и соучастники аферы. Для суда не имеет большого значения, кто, условно говоря, грабил, а кто на шухере стоял. Фактически это был тотальный сговор, чтобы добиться нужных результатов, порадовать вождя и получить за это дивиденды».
Игры в Пхенчхане, в частности, пропустят безусловные лидеры российского спорта и претенденты на награды шестикратный олимпийский чемпион по шорт-треку Виктор Ан, биатлонист Антон Шипулин, лыжник Сергей Устюгов и многие другие.
Кроме того политик сообщил, что по его информации допинг-скандал еще не исчерпан и следующим этапом будет футбольная сборная России, которая готовится сейчас к чемпионату мира. Он допустил возможность ее частичной или полной дисквалификации.
Впрочем, Роману Доброхотову кажется более актуальным вопросом, будут ли спортсмены, отстраненные от соревнований из-за скандала, готовы откровенно рассказать о том, как была устроена допингсистема в стране. Он полагает, что такие люди скоро появятся.
«Если это случится, то история получит совсем другое продолжение. Как только заговорят спортсмены, – а я убежден, что это произойдет, – тогда информационная повестка в медийном пространстве сильно изменится. Потому что доверие к самим спортсменам гораздо больше, чем к чиновникам, и их свидетельства стали бы куда болезненнее для российских властей. Мы активно работаем над тем, чтобы пообщаться с такими спортсменами», – заключил журналист.
Он думает, что в течение года удастся вскрыть до конца весь механизм злоупотреблений в российском спорте и поставить точку в дискуссии на эту тему.