Линки доступности

Репрессии, абсурд и проблески надежды


В России практически ежедневно штрафуют людей, выступающих против войны в Украине

В России ежедневно рассматривается около 40 дел по поводу «дискредитации» вооруженных сил РФ, а всего с начала войны в Украине их возбуждено более 2 тысяч. Об этом накануне сообщил глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.

Штраф по этой статье составляет от 30 до 50 тысяч рублей. А в случае повторного ее нарушения гражданам грозит уголовное наказание. Несколько таких дел в разных городах страны уже расследуется.

Напомним также, что 4 марта, вскоре после нападения на Украину, президент Владимир Путин подписал закон «о публичном распространении заведомо ложной информации» о вооруженных силах. За нарушение закона предусмотрен штраф до 5 млн рублей или лишение свободы на срок до 10 лет. За распространение же «фейков», повлекших тяжкие последствия, можно лишиться свободы на срок от 10 до 15 лет.

«Возникает большое сообщество людей, которые находятся в недоумении в связи с поведением властей»

Сегодня в России возникла ситуация, когда люди не понимают, почему нельзя говорить о том, что их волнует, и почему за это надо наказывать, даже если человек о чем-то думает не так, как в Кремле, заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» сопредседатель Московской Хельсинкской группы, учредитель Сахаровского центра Вячеслав Бахмин. По его мнению, среди тех, кто выступает против войны и задаёт «неправильные» вопросы властям, есть две категории. «Одна делает всё сознательно в полном соответствии со своими убеждениями, потому что не хочет молчать, а другая реагирует на происходящее бессознательно, – уточнил он. – Просто людям свойственно говорить о том, что их возмущает или чего они не понимают… И вдруг им за это приходит повестка в суд, затем как минимум штраф и так далее».

Это сулит весьма неприятные результаты прежде всего для самой власти, констатирует Вячеслав Бахмин. Потому что, на его взгляд, таким образом мобилизуется большое количество ее противников. «По стране волнами прокатываются репрессии, которые, с одной стороны, выборочны, с другой – совершенно не логичны. Вот и возникает большое сообщество людей, которые находятся в недоумении в связи с поведением властей».

Как кажется правозащитнику, этот эффект будет постепенно, с течением времени, усиливаться.

«Власти пытаются убедить всех и вся, включая самих себя, что в обществе есть некий консенсус»

Как административное, так и уголовное законодательство РФ используется для того, чтобы «заткнуть рот» тем, кто выступает против войны, и фактически задушить антивоенное движение на корню, в свою очередь считает исследователь Amnesty International по России Наталия Прилуцкая. По ее оценке, так власти пытаются убедить всех и вся, включая самих себя, что в обществе есть некий консенсус, приближающийся к ста процентам, по поводу агрессии против Украины.

«Поэтому в Кремле опасаются, что любое высказывание – от «Нет войне», «Миру мир» до более радикальных – может нарушить видимость этого консенсуса, – пояснила собеседник «Голоса Америки». – Здесь уже совсем близко до маниакальности. А то, что россияне несмотря ни на что продолжают выступать против войны, это хороший знак в плане того, что у существенного количества людей все-таки не пропали честь и совесть. Действительно в стране еще остались люди, которые не боятся высказать свое мнение, не взирая на драконовское законодательство. Это вселяет определенные надежды на будущее страны».

С другой стороны, учитывая, что Россия всегда позиционировала себя как правопреемник Советского Союза и утверждала, что больше всего на свете россияне не хотят войны, в стране сложилась ситуация полного абсурда, утверждает Наталия Прилуцкая. «Люди не ожидают, что их может ждать наказание за самый невинное проявление несогласия, самый безобидный лозунг типа «Пусть всегда будет мир!». Под запретом находится всё: многоточие на плакатах, музыка на тему «хотят ли русские войны», ношение желто-голубых одеяний, которые рассматриваются как демонстративный акт поддержки Украины… Что называется, приехали», – резюмировала исследователь Amnesty International по России.

Можно ли дискредитировать дискредитированное?

По данным генпрокуратуры Украины, с момента начала российской агрессии было зафиксировано и расследуется более 13000 случаев военных преступлений российской армии. В их число входят преступления, связанные, в первую очередь, с убийствами мирных жителей, пытками и изнасилованиями. По словам генпрокурора страны Ирины Венедиктовой, «каждый день приносит по 100, 200, 300 новых свидетельств военных преступлений».

На самом деле российское правительство дискредитировало себя и армию уже самим фактом начала этой войны, а затем усугубило положение теми методами, которыми проводится так называемая «спецоперация», уверена Наталия Прилуцкая. «Как видится, основная задача властей состоит в том, чтобы информация о реальных методах ведения войны, о том, что действительно происходит в Украине, не дошла до россиян, – рассуждает она, – Они стремятся к тому, чтобы у подавляющего числа населения сложилось устойчивое впечатление, что российская армия несет мир, денафицируя население Украины и освобождая его от мифических нацистских захватчиков. Поэтому законы о дискредитации, фейках направлены на то, чтобы задушить правду».

Вместе с тем, как представляется правозащитнику, в России и впредь репрессии будут лишь усиливаться. «Пока не видно никаких предпосылок для того, чтобы наступило какое-то послабление. Власти сами загнали себя в угол. А признавать свои ошибки, тем более каяться, в Кремле не умеют», – заключила она.

Вячеслав Бахмин также полагает, что главная цель кремлевской пропаганды в том, чтобы люди не узнали ничего плохого про действия российских военных в Украине. «На это весь расчет, и тогда ни о какой дискредитации вопрос стоять не будет, – подчеркнул он. – А когда люди вдруг узнают, как всё обстоит на самом деле, и начинают задавать вопросы, это, с точки зрения властей, называется дискредитацией. Кремлю хочется, чтобы люди мыслили и говорили так, как велят официальные лица. Никаких других источников информации по поводу того, что происходит в Украине, использовать не разрешается. Это выглядит как выбор очень слабого и несовершенного государства, которое не может доказать свою правоту иначе кроме как репрессиями».

У властей вообще нет других инструментов для разговора с людьми, которые не согласны с официальным курсом, подытожил правозащитник.

XS
SM
MD
LG