Линки доступности

Советские ветераны говорят о войне и отношениях с Западом


Бывший партизан, артиллерист и защитник Сталинграда поделились воспоминаниями с «Голосом Америки»

9 мая в Москве прошел масштабный военный парад по случаю 70-й годовщины победы над нацистской Германией во Второй мировой войне. Ветераны войны поделились с корреспондентом «Голоса Америки» своими воспоминаниями о боях и мыслями о нынешних напряженных отношениях между Россией и Западом.

Масштаб потерь шокирует до сих пор. Порядка 25 миллионов советских солдат и мирных жителей погибли во Второй мировой войне – таких жертв не знала никакая другая страна.

В своем подмосковном доме ветеран войны Александр Подобед с гордостью показывает свои медали, готовясь к праздничным торжествам Дня Победы.

В 12 лет он был наблюдателем партизанского отряда в оккупированной Беларуси. Подобед вспоминает случай, когда ему удалось отвлечь внимание группы нацистских солдат, собиравшихся остановить телегу, на которой подвозили запасы для партизан.

«Я побежал вниз по холму к этим солдатам, – говорит он. – Они заметили меня и закричали: “Стой! Стой!” Но я бежал дальше. Они начали стрелять в меня, и я подумал, что они меня убьют. После того, как я услышал, что телега проехала, я упал. Немцы подошли ко мне и стали пинать меня по лицу своими сапогами. Меня всего избили».

Другой ветеран Иван Соколов во время войны находился в Москве как курсант артиллерийской академии, а потом служил офицером в артиллерийских войсках. Он вспоминает первые воздушные налеты нацистов в 1941 году.

Он говорит, что министр пропаганды нацистов Йозеф Геббельс объявил, что Россия будет сожжена.

«В ночь на 21 июля, в 22:10 200 немецких самолетов начали сбрасывать на Москву зажигательные бомбы, – говорит он. – Температура зажигательных бомб – 2000-3000 градусов. Они сжигают все».

Защита Сталинграда стала настоящей кровавой бойней восточного фронта. Два миллиона человек погибли, когда нацистская армия безуспешно пыталась взять город.

Владимир Ананьев был сапером Красной армии.

«В то время мы были твердо уверены, что немцы убьют нас в любом случае, – говорит он. – И это заставляло нас биться до конца. Мы так и делали – каждый по-своему. Мы делали то, что должны были делать».

После войны на Красной площади в Москве был проведен большой парад Победы.

Парад, который прошел в этом году, призван отдать дань памяти событиям 70-летней давности. Но многие западные лидеры, включая канцлера Германии Ангелу Меркель, отклонили приглашения приехать на него из-за российского военного вмешательства в Украине. Ветеран Соколов считает такую позицию неуважительной.

«Это очень сильно ранит, потому что я пришел в Германию как освободитель, – говорит он. – Поэтому меня поражает, что Меркель, которая отлично знает, что ее спасли русские, которые дали ей возможность учиться и стать политиком, заявляет, что она не поедет на парад».

День Победы должен также стать поводом для размышлений о страданиях, которые начались после войны в Советском Союзе, говорит историк Андрей Зубов.

По его словам, советский тоталитарный режим тогда не пал, но укрепился.

«Это еще одна причина, почему это была победа “со слезами на глазах”. Не только из-за огромных потерь, но также потому, что победа не повлекла за собой конец тоталитарного сталинского режима», – говорит он.

Дожившие до наших дней ветераны получили специальные медали к 70-летию победы. Но усиливающаяся напряженность в отношениях между Москвой и Западом бросила тень на торжества по случаю победы над нацистской Германией.

XS
SM
MD
LG