Линки доступности

Россия и Америка – сотрудничество в «умных сетях»


Джонатан Хэйл
Джонатан Хэйл

Накануне в Вашингтоне Российское энергетическое агентство и Государственное агентство США по международному развитию (USAID) подписали документ о сотрудничестве в сфере энергетики.
Министр энергетики России Сергей Шматко и его американский коллега Стивен Чу в ходе подписания подтвердили заявления президентов Обамы и Медведева о намерении развивать энергетическое сотрудничество между двумя странами.

О перспективах такого сотрудничества корреспондент «Голоса Америки» в Москве Василий Львов беседовал с представителем USAID Джонатаном Хэйлом, являющимся заместителем помощника руководителя департамента по Европе и Евразии.

Василий Львов: Господин Хэйл, когда вы приехали в этот раз в Москву, погода вас не удивила?

Джонатан Хэйл: Мне очень приятно вернуться в Москву и в Россию. Удивила. В Вашингтоне тоже очень жарко, но Москва его уже обогнала.

В.Л.: Даже если эта жара не связана с изменением климата, она лишний раз о нем напомнила. США и Россия – одни из лидеров по выбросам парниковых газов в атмосферу. Для решения этой проблемы в прошлую среду USAID и Российское энергетическое агентство подписали Протокол о намерении углубить сотрудничество по чистой энергетике, «умным сетям» и энергоэффективности. Не могли бы вы рассказать о каждом из этих направлений?

Д.Х.: В прошлую среду я действительно имел честь подписать этот протокол. Он был частью деятельности рабочей группы по энергетике в рамках американо-российской двухсторонней комиссии, которая открывает широкие возможности для совместной работы. Энергоэффективность является приоритетным направлением и для президента Обамы, и для президента Медведева. Каждый из нас от этого выигрывает: мы будем эффективнее расходовать энергию и сможем сберечь деньги. От этого выигрывают экономики обеих стран, России и Америки, и мировая экономика в целом. Когда президент Медведев встречался с президентом Обамой в Вашингтоне, они договорились совместно продвигать развитие энергоэффективности и чистой энергетики. Этот протокол помогает осуществить обещания президента Обамы и президента Медведева. Так что мы, в особенности USAID, будем помогать американским энергетическим компаниям и людям, регулирующим энергетику, делиться с российскими коллегами практикой работы и обсуждать развитие «умных сетей». «Умные сети» по-прежнему разрабатываются в США, разные штаты делают это по-разному. Будем надеяться, что Россия сможет обменяться опытом с управленцами и энергетическими компаниями из разных штатов.

В.Л.: Так что же собой представляют «умные сети»?

Д.Х.: «Умная сеть» – это информационная технология, компьютеры, регулирующие потоки электричества таким образом, что когда где-то не требуется много электричества, оно туда меньше поступает. «Умные сети» также важны тем, что задействуют возобновляемые источники энергии – такие как энергия ветра. «Умная сеть» помогает регулировать равномерность энергопотока, и это позволяет активнее использовать возобновляемые источники электричества.

В.Л.: Мы вышли, таким образом, на тему современных технологий, развитию которых должно способствовать российский инновационный проект Сколково. С вашей точки зрения, российская экономика уже начала делать первые шаги от природных ископаемых к инновационным технологиям? Или пока Сколково – всего лишь мечта, а «Газпром» – всепоглощающая реальность?

Д.Х.: Думаю, инновации – это будущее обеих наших стран. USAID и Соединенные Штаты готовы сотрудничать с Россией, как с партнером, чтобы продолжать двигаться в направлении инновационной экономики, основанной на знанияХ.: Именно это сейчас и происходит в Соединенных Штатах, где за последние годы мы продвинулись на пути к экономике высоких технологий. Думаю, у нас есть, что предложить друг другу. Это дорога с двухсторонним движением, и я думаю, что Сколково – хорошее начало. Мы открыты для возможности работать с Россией над высокотехнологичными проектами в Сколкове.

В.Л.: Некоторые эксперты скептически относятся к американскому участию в пректе. По их словам, отсутствие политической стабильности в России делает положение инвесторов неоднозначным. Более того, они утверждают, что Америка не заинтересована в создании технологических парков в Сколкове, потому что это сделало бы из России серьезного военного соперника в этой области. Что вы на этот счет думаете?

Д.Х.: Думаю, иностранные инвестиции важны для российской экономики, и думаю, что многие вопросы по-прежнему волнуют иностранных инвесторов – верховенство закона, защита имущественных прав предпринимателей. Мне кажется, что российское правительство осознает существование этих проблем. Соединенные Штаты и USAID хотят работать с Россией над улучшением инвестиционного климата, чтобы по возможности создать наиболее благоприятные условия для экономического роста, особенно для малого и среднего бизнеса. В администрации Обамы к этому не ослабевает интерес. Нам надо многое сделать, и мы здесь, чтобы работать вместе.

В.Л.: Многие сейчас верят в политику перезагрузки…

Д.Х.: Я один из них…

В.Л.: Некоторые аналитики приписывают позитивные изменения в энергетическом сотрудничестве между Россией и США хорошим личным отношениям президентов Обамы и Медведева. В связи с этим я не могу не упомянуть об американо-российской двухсторонней президентской комиссии и о рабочей группе по энергетике. Это временный инструмент, или нет? Что следует сделать, чтобы сотрудничество между американскими и российскими бизнесменами было более самостоятельным?

Д.Х.: Я думаю, политика перезагрузки очень важна, потому что и Соединенные Штаты, и Россия многое могут из этого извлечь, если продолжат работать вместе над главными вызовами 21-го века. Американо-российская двухсторонняя комиссия, с моей точки зрения, – это инструмент, необходимый для воплощения этих целей. Это очень важный фактор для отношений между нашими народами, между Россией и США в долгосрочной перспективе.

В.Л.: Я бы хотел вернуться к проблеме изменения климата. Саммит в Копенгагене показал, насколько это спорная тема. Участвуют ли негосударственные экологические организации, такие, как Всемирный фонд защиты природы и Гринпис, в обсуждении этой проблемы США и Россией?

Д.Х.: В прошлый раз, когда я приезжал в Россию в мае, я встречался с экологическими неправительственными организациями и также общался с ними в США. На мой взгляд, неправительственные организации необходимы для того, чтобы двигать вперед обсуждение проблем сохранения лесов, использования энергии, защиты природных богатств. Я считаю, что негосударственной сектор, в данном случае, может помочь в решении этих проблем.

В.Л.: Каковы ваши прогнозы на сотрудничество США и России в сфере энергетики?

Д.Х.: Я полагаю, возобновляемые источники энергии и чистая энергетика будут оставаться в центре внимания Соединенных Штатов и России. Нас, как и все страны в мире, волнует проблема энергетической безопасности.

О новостях науки и техники читайте здесь

XS
SM
MD
LG