Линки доступности

Где Россия была, и где она сейчас


За 92 года после Октябрьской революции Россия пережила Советскую власть и ее развал, непредсказуемые девяностые, стремительный рост и кризис экономики. Но 7 ноября – День революции – больше не является государственным праздником в России. Важна другая дата – День народного единства, который с 2005 года отмечается 4 ноября. Известно, что этот день являлся государственным праздником в России до 1917 года и уже стал предметом дебатов о его исторической значимости. Что изменилось с Октябрьской революции и с момента развала Советского Союза, обсудили на встрече в Вашингтоне в организации по Международному разрешению конфликтов представители США и России.

Георг Краснов, создатель Ассоциации в поддержку отношений между Россией и Америкой отметил, что сегодня реликвии «холодной войны» продолжают омрачать отношения между двумя странами. Например, в США все еще существует закон «О пленных нациях» принятый Конгрессом США в 1959 году. Когда речь идет о Советском Союзе, «в тексте закона четко отслеживается русофобия, – считает Краснов, – и в законе сохранились устаревшие формулировки». Далее, несмотря на хорошие отношения между Россией и Израилем, закон о свободной иммиграции евреев в США из России до сих пор остается в силе. Наконец, существование НАТО и, более того, включение в альянс бывших советских республик и планы его дальнейшего расширения на Восток препятствуют улучшению российско-американских отношений. Пока эти три проблемы не будут решены, сложности в российско-американских отношениях неизбежны, считает Краснов.

Президент организации по Международным торговым связям Филип де Леон отметил, что заметно изменилась экономическая ситуация в России и культура ведения бизнеса. По мнению специалиста, культура бизнеса в России очень отличается от западной. Это было особенно очевидно во время Советского режима. «В советское время экономика была направлена не столько на получение прибыли, сколько на достижение результата, – отмечает экономист. – Хотя Советский Союз и достиг значительных результатов, скажем, в космонавтике, ощущалась острая нехватка предметов ежедневного пользования, например, обуви и мыла». После развала системы девяностые были сложным временем для России. «Многие стремились сколотить капитал любой ценой – это был самый дикий капитализм, который можно себе представить», – считает де Леон. Но, по мнению эксперта, сегодня в России появляется новый класс молодых предпринимателей нацеленных на ведение бизнеса по общепринятым правилам. «Поэтому, – говорит эксперт, – не стоит судить Россию по тому, как отзывается о стране международная пресса, также как и мы не хотим, чтобы о нас судили на основе воин в Ираке и Афганистане».

«Когда Советский Союз прекратил свое существование, идеология коммунизма, которая не учитывала интересы индивида, была дискредитирована, – говорит старший научный сотрудник Гудзоновского института Дэвид Саттер. – Но экономические преобразования в России, в большей степени навязанные Западом, не сменили установившуюся систему ценностей, а породили криминальные структуры, беззаконие и гангстеризм». Но и во время президентства Владимира Путина в России не были учтены правила свободного рынка и законности. Американский эксперт считает, что «только если Россия будет стремиться полностью распрощаться с марксизмом и ленинизмом и создаст новые институты и ценности, станет возможным разговор о новой политической системе в стране».

Известный американский политолог Пол Гобл обратил внимание на изменения в международной политике России. «Запад должен лучше понять Россию, также как и Россия должна лучше понять нас, – поясняет Гобл. –Существует много возможностей для сотрудничества, но и много причин для раздора». Одной из самой чувствительных тем в российско-американских отношениях является ближнее зарубежье России. Политолог отмечает: «Россия уверена, что должна доминировать в бывшем советском пространстве, однако США рассматривают страны бывшего СССР, как и любые другие страны мира, как партнеров в двусторонних отношениях». И Россия, и США должны учесть, что бывшие страны СССР – от Прибалтики до Центральной Азии – все больше отличаются друг от друга. «Они необязательно пытаются отдалиться от России, но и не стремятся бежать назад к Москве», – подчеркивает Гобл.

Наконец, представитель посольства России в Вашингтоне Дмитрий Ветров отметил, что уже существует множество платформ для сотрудничества между Россией и США. Например, сотрудничество в целях разрешения конфликтов в Нагорном Карабахе и Приднестровье. Общие усилия по предотвращению нуклеаризации Ирана – еще один пример конструктивного сотрудничества России с США и Западом. К сожалению, отмечает Ветров, Россия и США не смогли найти общий подход в грузинском конфликте в прошлом году. «Но на вопрос: “Является ли Россия более предсказуемым международным партнером, открытым для мира?”, - подчеркивает Ветров, - сегодня ответ будет “да”».

XS
SM
MD
LG