Линки доступности

Что делает Россия: готовит наступление на Украину или добивается отмены санкций?


Украинские танки и БТРы движутся к де-факто границе с Крымом, на юге Украины. 12 августа 2016.
Украинские танки и БТРы движутся к де-факто границе с Крымом, на юге Украины. 12 августа 2016.

Эксперты и чиновники оценивают последние действия Москвы, включая недавние обвинения в адрес Украины в подготовке вторжения диверсантов в Крым

КИЕВ – Каков план президента Владимира Путина в отношении Украины? Представители Киева утверждают, что российскому лидеры нужны предлоги для оправдания крупного наступления, чтобы обеспечить наземный маршрут через юго-восточные регионы Украины в Крым – черноморский полуостров, аннексированный Россией в 2014 году, через несколько недель после свержения союзника Путина Виктора Януковича.

По их мнению, эскалация столкновений в преимущественно русскоязычном Донбассе, где промосковские сепаратисты и российские силовики в течение двух лет находятся в состоянии «замороженного конфликта» с украинскими военными, является прелюдией для наступления.

Скопление российских войск и техники, включая ракеты С-400 «Триумф» в Крыму и заявления Москвы о проникновении диверсантов на полуостров с целью совершения «террористических актов», сделанные на прошлой неделе, которые украинские власти решительно отвергли, представляются Киеву зловещими знаками. Представители военной разведки Украины говорят, что ожидают новых сообщений со стороны Кремля о диверсиях, настаивая, что «враг планирует крупномасштабные провокации», чтобы дискредитировать Украину в глазах Запада.

Они предполагают, что Москва намерена начать наступление незадолго до парламентских выборов в России, назначенных на 18 сентября. Российские официальные лица, которые утверждают, что провокации исходят от Украины, а не наоборот, отвергают эти предположения.

«Путину нужна маленькая победоносная война», – говорит Алексей Арестович, бывший офицер украинской разведки, а ныне – независимый военный аналитик.

«Если будет крупное наступление, то, как он подозревает, «российская сторона захочет взять Мариуполь в рамках кампании по созданию наземного коридора в Крым. В этом случае России не нужно будет тратить миллиарды на строительство моста через Керченский пролив и на трубопроводы для поставки энергоносителей на полуостров.

Арестович, который знаком с образом мышления украинских органов военного планирования, говорит, что один из сценариев, которых опасаются военные стратеги в Киеве, предполагает, что российские силовики выходят из Крыма в Херсонскую и Запорожскую область и продвигаются на север до города Энергодар, откуда поворачивают на восток до Розовки, а затем движутся к портовому городу Мариуполю. Некоторые члены наблюдательной миссии ОБСЕ, базирующейся в Мариуполе, уже «собрали вещи» на случай срочной эвакуации.

На прошлой неделе представитель администрации президента Украины по вопросам безопасности Александр Мотузяник сообщил «Голосу Америки», что активность российских беспилотников значительно выросла, и в ходе некоторых разведывательных вылетов они вторгались вглубь украинской территории, включая воздушное пространство над Херсонской и Запорожской областями, расположенных рядом с Крымом.

При составлении планов на случай чрезвычайных обстоятельств украинские военные стратеги говорят, что высоты к югу от Краматорска и северу от Горловки на Донбассе, вероятно, будут новой крупной целью российских военных. Захват этих высот даст силам, получающим поддержку России, стратегически выгодное положение для обстрела украинских сил, осаждающих подконтрольный сепаратистам Донецк. Высоты также дают контроль над двумя важными перекрестками.

Будут отвлекающие маневры и передвижения, предполагают украинские стратеги. «Если они начнут наступление с Крыма, то мы сможем их сдержать», – считает Арестович. По его словам, украинские военные находятся в гораздо более лучшей форме, чем в прошлом году, благодаря обучению, которое проводят западные военные консультанты из США, Канады и некоторых других стран НАТО. Но российские военные и промосковские сепаратисты «могут начать на востоке в попытке отвлечь нас», – говорит Арестович.

На Донбассе потенциал обеих сторон более-менее равен. Украина, по словам официальных лиц, разместила около 100 тысяч военнослужащих вдоль 500-километровой линии соприкосновения на востоке страны, где воюющие стороны в течение месяцев обстреливают друг друга, несмотря на соглашение о прекращении огня «Минск-2», заключенное при посредничестве Франции и Германии.

По оценкам украинских военных чиновников, на востоке Украины находятся 45 тысяч вооруженных бойцов, поддерживаемых Россией, включая местных новобранцев, бывших российских военнослужащих и кадровых российских военных. Еще 45 тысяч кадровых военных сосредоточены у границы с Украиной на территории России.

Но на южном направлении такого паритета, возможно, нет. Украина имеет четыре бригады численностью около 10 тысяч человек, расквартированных в Херсонской и Запорожской областях, хотя им на подмогу могут выйти еще две бригады, которые находятся в резерве. После аннексии Крыма в 2014 году Россия наращивает свои вооруженные силы и военно-технический потенциал на черноморском полуострове, утверждают западные и украинские чиновники. По их оценкам, в настоящий момент там могут находиться до 45 тысяч действительных военнослужащих.

Именно переброска солдат и техники на север Крыма особенно беспокоит Киев. После аннексии на границе Крыма и Украины было относительно спокойно. Никаких трансграничных столкновений не было.

Антон Лавров, независимый военный аналитик и автор книги о российско-грузинской войне 2008 года, не считает, что Кремль вот-вот начнет крупное наступление. «Ситуация на Донбассе не будет осложняться по инициативе Москвы из-за недостаточной готовности российских военных к эскалации ситуации», – говорит он. По его словам, российские военные не развертывают полевые лагеря вдоль границы с Донбассом, что он ожидал бы в случае планирования кампании.

Полковник Мотузяник согласен с тем, что планы Москвы сложно предсказать. «Когда происходят столкновения, мы отвечаем», – говорит он. Но ОБСЕ обвиняет обе стороны в нарушениях прекращения огня. Мотузяник подозревает, что Россия пытается просчитать политическую реакцию Запада в случае наступления и военный ответ Украины.

Он говорит, что украинские силовики на Донбассе сообщают о новых портативных системах радиоэлектронного глушения, которыми пользуются поддерживаемые Россией силы на востоке страны. Кроме того, они отметили приток переносных противотанковых ракетных комплексов «Шмель» малого радиуса действия.

Если крупного наступления в ближайшей перспективе не будет, то что планирует Москва? Некоторые представители Киева допускают, что целью ее действий может быть давление на Запад, с тем чтобы он отменил некоторые экономические санкции против России, введенные после аннексии Крыма.

Восстановление нормальных торговых отношений с Западом способствовало бы улучшению рискованного положения российской экономики, которая в прошлом году сократилась на 4 процента. Сокращение частично объясняется падением цен на нефть, и оно продолжается. По оценкам Всемирного банка в этом году оно составит еще по меньшей мере 2 процента.

При таком сценарии Россия либо добивается отмены санкций в обмен на отказ от применения военной силы, либо она преуспеет в своих попытках дискредитировать Украину в глазах Запада сообщениями о диверсиях, наподобие вторжения в Крым на прошлой неделе, которое, как заявляет Кремль, было подготовлено украинской разведкой.

XS
SM
MD
LG