Линки доступности

Чем закончится газовая война Киева и Москвы?


Подземное газовое хранилище в районе города Стрый. Украина.
Подземное газовое хранилище в районе города Стрый. Украина.

Эксперты опасаются нового отключения поступающего через Украину российского газа в Европу

Нынешний договор о транзите российского газа через Украину в Европу, подписанный в 2009 году после тяжелых переговоров и временного прекращения поставок газа, заканчивает свое действие через три месяца – 31 декабря.

Киев хочет заменить действующее соглашение другим долгосрочным контрактом, предпочтительно, на 10 лет. Москва же не заинтересована в заключении длительных обязательств, так как надеется в следующем году завершить строительство двух трубопроводов, которые будут доставлять российский газ в Европу в обход Украины – «Северного потока-2» по дну Балтийского моря в Германию и второй нитки «Турецкого потока», который будет доставлять российский газ по дну Черного моря в Турцию для его дальнейшего распределения в европейские страны.

Переговоры между Москвой и Киевом осложняются не только разностью интересов, но и рядом судебных тяжб между российским «Газпромом» и украинским «Нафтогазом». Хотя полного отказа от транзита через Украину вряд ли стоит ждать, по крайне мере, до окончания строительства альтернативных трубопроводов, отсутствие прогресса в переговорах по новому транзитному договору, как опасаются аналитики, может привести к перебоям или прекращению поставок российского газа в Европу через Украину, как это было в 2006 и 2009 годах.

Сам Киев не приобретает российский газ напрямую от Москвы с 2016 года, только пропуская его через свою территорию в европейские страны. При этом Украина закупает, в том числе этот же транзитный газ, из Европы. С транзита российского газа Киев получает доход около 3 млрд. долларов в год.

Тема переговоров между «Газпромом» и «Нафтогазом» и возможность отключения поставок российского газа в январе 2020 года, если стороны не достигнут соглашения, стали одной из тем и на проходящем в Вашингтоне в понедельник, 23 сентября, форуме по вопросам трансатлантических отношений, организованного Центром анализа европейской политики (Center for European Policy Analysis).

Старший научный сотрудник британского Института государственного управления и вашингтонского Атлантического Совета Алан Райли (Alan Riley, Institute for Statecraft, Atlantic Council) считает, что прерывание поставок российского газа в Европу через Украину вполне вероятно. Однако, в отличие от 2009 года, по словам эксперта, в Европе имеется больше запасов газа, что позволит смягчить потенциальные негативные последствия.

«Да, существует опасность того, что транзитный договор закончит свое действие без продления. Это приведет к росту цен на газ и нехватке газа в некоторых Европейских странах. Но влияние от возможного прерывания поставок будет гораздо меньше, чем оно было в 2009 году, – отмечает Алан Райли в комментарии Русской службе «Голоса Америки» на полях проходящего форума. – В отличие от 2009 года, все знают, что это может произойти, и многое было сделано, чтобы справиться с этой проблемой. Украина, например, импортирует только 13 млрд кубометров газа в год, но в настоящее время у нее имеется 20 млрд кубометров в газохранилищах. Также, в течение лета и другие страны в Европе закачивали газ в хранилища».

«Если кризисная ситауция действительно произойдет, то, прежде чем она станет действительно серьезной, пройдет около месяца», – оценивает эксперт.

Одним из препятствий к заключению нового контракта является и нынешнее требование российской стороны к «Нафтогазу», чтобы тот отказался от требований по выплате «Газпромом» 2,5 млрд долларов за недопоставку объемов газа по транзитному договору, согласно решению Стокгольмского арбитража от 2018 года. Это требование, как отмечает Алан Райли, является, по сути, нарушением международного права.

«“Нафтогаз” не может это сделать ни политически, ни юридически, – считает эксперт. Возникает сложная ситуация. Если сделка и будет достигнута, то это случится в последнюю минуту. Но я думаю, что на данный момент для ее достижения имеется мало стимулов, и нужно быть готовым к тому, что кризисная ситуация действительно может возникнуть».

«Что Россия сейчас делает, так это оказывает давление на «Нафтогаз» с тем, чтобы они отказались от своей прошлогодней победы в арбитражном суде Стокгольма, – отметил в комментарии Русской Службе «Голоса Америки» и бывший советник по вопросам европейской энергетической безопасности Государственного департамента США, ныне научный сотрудник Гарвардского университета Бенджамин Шмитт (Benjamin Schmitt, Harvard University). – В то же время, я полагаю, Россия будет использовать возможность потенциального кризиса для воздействия на европейские страны и США с тем, чтобы продвигать строительство “Северного потока-2”».

«Так что, я думаю, мы увидим развитие кризисной ситуации, – добавляет эксперт. – Но Европа на этот раз лучше подготовлена. По всей Европе газохранилища заполнены на 96 процентов. И у Украины имеется больше, чем обычно, кубометров газа».

Уполномоченный по вопросам энергетической безопасности Министерства иностранных дел Чехии Вацлав Бартушка (Václav Bartuška) во время состоявшейся в рамках форума панельной дискуссии по вопросам энергетической безопасности отметил, что даже в случае длительного отключения газа самому серьезному негативному влиянию окажутся подвержены лишь две страны Европейского союза – Болгария и Венгрия. Однако, такие страны, как Молдова и Сербия, не входящие в состав ЕС, также могут оказаться в сложной ситуации, добавил политик.

«Все обеспокоены тем, что поставки газа могут быть прерваны, как это было в 2006 и 2009 годах, – сказала во время дискуссии и ассоциированный научный сотрудник Центра анализа европейской политики и старший научный сотрудник вашингтонского Джеймстаунского фонда Маргарита Асенова (Margarita Assenova, CEPA, Jamestown Foundation). – Но Россия начинает эти переговоры с очень слабой позиции».

По словам эксперта, переговорные позиции российской стороны ослабляют не только задержки строительства «Северного потока-2» и второй нитки «Турецкого потока», но и решение Европейского суда от 10 сентября по лишению права «Газпрома» использовать на полную мощность трубопровод «Опал» – наземное продолжение трубопровода «Северный поток-1» от балтийского побережья Германии до Чехии. В 2016 году Европейская комиссия разрешила «Газпрому» использовать «Опал» до 90 процентов, однако сейчас Европейский суд отменил это решение для соблюдения норм ЕС в сфере энергетическй конкуренции, запрещающих монопольное использование газопроводов.

В то же самое время, как отмечает Маргарита Асенова, Европа, в особенности страны Восточной и Юго-восточной Европы, в целом смогли начать работу в направлении диверсификации энергопоставок, чтобы снизить зависимость от российского газа. Эксперт отмечает такие проекты, как строительство газового коридора «Север-Юг» для поставок сжиженного природного газа (СПГ), в том числе американского, из Польши в другие страны Центральной и Восточной Европы, строительство «Балтийского газопровода» для транспортировки природного газа из Норвегии в Польшу, и строительство СПГ терминалов в Литве и Польше.

Ослабляют переговорную позицию российской стороны по достижению нового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» и потенциальные санкции со стороны США на «Северный поток-2», которые могут быть наложены на компании-подрядчики, вовлеченных в строительство газопровода. На данный момент в Конгрессе США имеется ряд санкционных законопроектов, но для вступления в силу, они должны быть, в том числе, подписаны президентом США. Также именно администрация налагает сами санкции.

Однако Колин Клиэри (Colin Cleary), директор по энергетической дипломатии в странах Европы, Западного полушария и Африки Государственного департамента США, принимавший участие в дискусии, не стал комментировать то, когда и можно ли ожидать санкции со стороны Вашингтона.

«США не сигнализируют о санкциях заранее», – сказал Колин Клиэри, добавив лишь, что компании, вовлеченные в строительство, потенциально находятся в зоне риска наложения санкций.

«Для того, чтобы санкции имели какое-то влияние, они должны быть наложены в ближайшее время, – подчеркнул во время дискуссии Бенджамин Шмитт. – Это не может быть сделано после завершения строительства».

В ходе трехстороних переговоров между Россией, Украиной и Еврокомиссией 19 сентября, стороны не смогли достичь соглашений по продлению договора о транзите. Новые переговоры, по сообщениям сторон, планируется провести до конца октября. Как заявил после окончания переговоров глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, Украина сможет продолжить поставки газа без заключения нового транзитного договора с Россией, по крайней мере, в течение первого квартала 2020 года.

  • 16x9 Image

    Валерия Егисман (Valeria Jegisman)

    Журналист «Голоса Америки». До этого работала в международных неправительственных организациях в Вашингтоне и Лондоне, в русскоязычной версии эстонской ежедневной газеты “Postimees” и в качестве пресс-секретаря МВД Эстонии. Интересы - международные отношения, политика, экономика

XS
SM
MD
LG