Линки доступности

Россия и Туркменистан в борьбе за газовые потоки


Туркменистан возобновит поставки газа в Россию, таким образом положив конец продолжавшемуся 8 месяцев спору с Москвой, побудившему Ашхабад наладить более тесные энергетические связи с Китаем и Ираном.

Туркменистан стремится диверсифицировать свои экспортные возможности, что способствует разрушению российской монополии на продажу и транспортировку газа в Центральной Азии.

Высокопоставленные представители российских и туркменских компаний подписали в Ашхабаде соглашение о возобновлении не позднее 10 января поставок в Россию туркменского газа в объеме до 30 миллиардов кубометров ежегодно.

При подписании договора в Ашхабаде присутствовали президенты России и Туркменистана Дмитрий Медведев и Гурбангулы Бердымухамедов. По словам туркменского президента, экспорт газа является одним из ключевых аспектов в развитии туркмено-российских отношений. Другие аспекты включают «транспорт, связь, электроэнергетику, коммуникации, агропромышленный комплекс, авиа и судостроение».

Президент Медведев отметил, что, несмотря на глобальный экономический кризис, объем торговли между Туркменистаном и Россией увеличился: «По итогам 10 месяцев 2009 года он составил, без учета поставок газа, около 900 миллионов долларов – это приблизительно 20% роста по сравнению с предыдущим годом».

Однако по новому контракту предусмотрено снижение объема закупок газа на одну треть по сравнению с объемами, которые закупались в последние несколько лет. Поставки туркменского газа были приостановлены после взрыва на газопроводе в апреле 2009 года, который, как утверждает Туркменистан, произошел по вине России. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отверг возможность злого умысла, заявив, что взрыв произошел по техническим причинам. Инцидент имел место на фоне снижающегося в глобальном масштабе спроса на газ и растущих запасов жидкого топлива. Это означает, что Россия, импортируя больше туркменского газа, чем она могла продать, теряла на этом деньги.

Вскоре после взрыва Туркменистан начал диверсифицировать сеть потребителей своего газа. На прошлой неделе был открыт газопровод в Китай. Ведется работа над сооружением трубопровода в Иран. Туркменское правительство также обнародовало послание президента Турции Абдуллы Гюля, поздравившего Ашхабад с открытием китайского газопровода, маршрут которого минует Россию. В послании говорится, что подобная диверсификация энергомаршрутов вносит значительный вклад в проект транзита газа через Турцию на Запад.

Это – намек на планы по сооружению газопровода «Набукко», предполагающего поставку газа из Центральной Азии в Европу по дну Каспийского моря, минуя Россию.

Генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что Москва хочет проложить трубопровод на северном побережье Каспийского моря, являющегося российской территорией. То, что Россия полагается на импорт туркменского газа, Симонов считает неправильной стратегией: «Политика России предельно проста: если ее газа не будет хватать, то это не страшно, так как под рукой всегда есть дешевый туркменский газ. Но в среднесрочной перспективе такой подход опасен. Может быть, сейчас такая политика России и обходится ей дешевле, но было бы лучше, если бы РФ начала разрабатывать свои собственные проекты».

Аналитики отмечают, что в последние годы добыча газа в России не увеличилась. Константин Симонов предупреждает, что Туркменистан может оказаться не в состоянии выполнить все свои экспортные обязательства, если в этой стране не будут открыты новые месторождения газа. И Туркменистан, и Россия рассчитывают, что мировые цены на газ повысятся.

XS
SM
MD
LG