Линки доступности

МИД России резко отреагировал на доклад госдепа США


МИД России негативно оценил доклад госдепартамента США, в котором анализируется практика соблюдения международных соглашений в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения. Однако не исключена вероятность, что российские дипломаты не читали текст доклада, получив информацию о нем из недостаточно точных журналистских материалов.

Департамент информации и печати МИДа опубликовал официальный комментарий, в котором указывается, что «обнародование подобных докладов не способствует утверждению нового духа партнерских, доверительных отношений между нашими странами, о которых так много говорится».

Напомним: вчера госдепартамент США опубликовал доклад «Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения» (Adherence to and Compliance with Arms Control, Nonproliferation, and Disarmament Agreements and Commitments 2010), в котором оценивается выполнение государствами мира взятых на себя обязательств в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2008 года. В докладе оцениваются действия многих стран – Китая, Ирана, Индии, Кубы, Ливии, Пакистана, Северной Кореи, Украины и др. – а также России.

В докладе содержится ряд положений, согласно которым Россия не полностью выполняет свои международные обязательства – по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений, Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, приостановке членства России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе и пр.

В своем комментарии МИД России указывает, что «без представления каких-либо фактов Россию причисляют к разряду “нарушителей” нераспространенческих договоренностей». МИД упрекает госдепартамент в использовании непроверенных данных и пристрастности: в тексте используются такие фразы, как «далеки от действительности заявления США», «некорректное утверждение», «экзерсисы публичной дипломатии, не опирающиеся на факты» и пр.

Джозеф Сиринсионе (Joseph Cirincione), президент Фонда «Плаушерс» (Ploughshares Fund) считает, что сотрудники МИДа России не видели сам текст доклада и были введены в заблуждение публикациями некоторых американских СМИ. По мнению Сиринсионе, газеты Washington Post и Washington Times неверно изложили смысл этого доклада: «На самом деле в докладе высоко оцениваются действия России в области ядерного разоружения. Вчера об этом говорила и заместитель госсекретаря Роуз Готтемюллер. То же самое относится и к иным международным соглашениям, в которых участвует Россия, – в тексте подчеркиваются, что остаются нерешенными лишь немногие проблемы».

Предыдущий доклад с аналогичным названием и аналогичного содержания был опубликован госдепартаментом в 2005 году. Сравнение текстов двух этих документов показывает, что в 2005 году к России было намного больше претензий. В частности, по мнению внешнеполитического ведомства США, тогда российская сторона чинила препятствия в допуске американских инспекторов к баллистическим ракетам шахтного базирования и мобильным платформам. В докладе 2010 года указывается, что «большинство долгосрочных проблем в области инспекций были разрешены с момента публикации этого доклада».

В свою очередь, в комментарии МИДа РФ об этом вопросе говорится так: «В докладе имеются тенденциозные оценки в отношении выполнения Россией положений Договора о СНВ. У США якобы остались нерешенными некоторые вопросы, в частности, по инспектированию МБР РС-24. Хотелось бы напомнить, что российская сторона своевременно приняла все необходимые меры для устранения данных озабоченностей и на момент прекращения действия ДСНВ США не высказывали каких-либо претензий в отношении выполнения Договора».

Анатолий Адамишин, замминистра иностранных дел СССР в 1986-90 гг., а ныне президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества, уточнил, что не знаком с текстом доклада госдепартамента, но считает, что «Россия не заслуживает столь критических оценок».

На вопрос «Насколько аккуратно Россия выполняет свои международные обязательства?», Адамишин ответил: «У меня сложилось впечатление, что Россия действует очень аккуратно. Безусловно, к Москве могут быть какие-то претензии. Однако, например, сами американцы признают, недостаточно высокие темпы уничтожения химического и биологического оружия объясняются тем, что не хватает технических мощностей для этого. США считают, что российские войска незаконно находятся на территории Грузии, однако ведь Россия признает независимость Абхазии и Южную Осетии – то есть, это вопрос оценок».

Дэвид Крамер (David Kramer), старший научный сотрудник Фонда Маршалла (German Marshall Fund of the United States) отмечает: «Госдепартамент по закону обязан публиковать такие доклады, он также обязан сообщать факты. Реакция МИДа России – хотя она и не стала сюрпризом, – явно преувеличенная и чрезмерно эмоциональная. МИД должен помнить, что нынешняя Администрация США не заинтересована возвращаться к стереотипам эпохи Холодной войны и было бы замечательно, если бы МИД тоже к ним бы не возвращался».

Эксперты сомневаются, что вся эта история повлияет на развитие российско-американских отношений. Джозеф Сиринсионе говорит: «Скорее всего, не будет никаких последствий. Если российские дипломаты свяжутся с госдепартаментом и узнают о его реальной позиции, проблема будет немедленно разрешена». Анатолий Адамишин называет реакцию МИДа России «пиротехникой, которая не должна оказать влияния на развитие российско-американских отношений»: «Во всяком случае, на это хотелось бы рассчитывать, потому что крайне важно, чтобы отношения между двумя странами становились бы нормальными».

XS
SM
MD
LG