Линки доступности

Эксперты отмечают активизацию северокавказских боевиков


По сообщениям российских средств массовой информации, в понедельник было восстановлено газоснабжение на магистральном газопроводе «Моздок – Тбилиси». Саперам удалось обезвредить взрывные устройства, обнаруженные накануне на участке газопровода в районе ингушского селения Средние Ачалуки. Из-за угрозы теракта в воскресенье вечером временно была отключена подача газа в Северную Осетию, Ингушетию и Армению. Кто прикрепил эти устройства к газовым вентилям и установил вокруг них мины-ловушки, пока неизвестно.

Ведущий научный сотрудник Московского Центра Карнеги, эксперт по проблемам Северного Кавказа Алексей Малашенко в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» назвал попытку теракта на газопроводе «символическим предупреждением». «О том, что одним из стратегических направлений боевиков становятся удары по инфраструктуре, было известно и раньше, – сказал он. – Не первый трубопровод и не одна железная дорога пали их жертвой. Теперь же под ударом оказалась весьма обширная территория, на которой расположены страны и республики с весьма непростым внутриполитическим положением. Возмущение населения будет обращено не только против боевиков, но и против Москвы, которая неспособна навести порядок».

«Кроме того, сейчас характерно, что боевики активны в зимнее время года, когда обычно их энергия несколько затихает», – добавил Малашенко.

Этот инцидент произошел вскоре после подрыва «Невского экспресса» на трассе Москва – Санкт-Петербург и железнодорожного полотна в Дагестане на пути следования пассажирского поезда «Тюмень – Баку». В результате первого теракта погибли 26 человек, более 90 были ранены. При взрыве в Дагестане, к счастью, никто не пострадал.

Выступая на прошлой неделе на заседании Национального антитеррористического комитета в Москве, директор ФСБ России Александр Бортников признал, что угроза терактов на территории РФ сохраняется, сообщает агентство «Интерфакс». «Несмотря на создание в РФ общегосударственной системы противодействия терроризму, нанесение существенного ущерба бандподполью на территории Северокавказского региона и преодоление летнего всплеска террористической активности на юге страны, угрозы терроризма на территории России продолжают сохраняться», – сказал он.

По словам Александра Бортникова, в России недостаточно защищены от террористической угрозы объекты критической инфраструктуры и массового пребывания людей.

Западные эксперты также обратили внимание на всплеск террористической активности в России. Старшая научная сотрудница Института «Восток-Запад» в Нью-Йорке Жаклин Макларен Миллер в комментарии для «Голоса Америки» обратила внимание на то, что подрыв «Невского экспресса» стал первой успешной масштабной операцией террористов, осуществленной за пределами Кавказского региона за последние 5 лет. «Вполне понятна обеспокоенность людей, опасающихся новой волны терактов в Москве или других больших городах», – сказала она.

В то же время Миллер не считает нападение на «Невский экспресс» серьезной попыткой боевиков расширить театр военных действий. «Москва и Санкт-Петербург давно являются излюбленными мишенями террористических группировок из неспокойных регионов России, – отметила она, – так как подобные вылазки непременно привлекают более широкое внимание, чем, например, очередной взрыв в Ингушетии».

Старший научный сотрудник программы по исследованию терроризма Монтерейского института в Калифорнии Гордон Хан отметил в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки», что число терактов в России неуклонно растет в течение последних двух лет. Он связывает это с провозглашением в октябре 2007 года Кавказского Эмирата во главе с Доку Умаровым. «В апреле этого года была проведена шура Кавказского эмирата, во время которой Умаров объявил о своих планах вынести конфликт на Кавказе в центр России, – сказал Хан. – Умаров заявил, что джихадисты не будут более ограничиваться локальными действиями. Это заявление потом несколько раз повторялось, так что очевидна смена тактики со стороны боевиков».

Российские правоохранительные органы зачастую выражают сомнения в дееспособности Кавказского Эмирата. Гордон Хан также не вполне уверен, что за подрывом «Невского экспресса» и попытками других терактов в последние недели стоит именно это образование, но американский эксперт считает это «более чем вероятным».

Хан обращает внимание на то, что шура Кавказского Эмират» прошла буквально через несколько дней после того, как российское правительство объявило об отмене режима антитеррористической операции в Чечне. «Лидеры Кавказского Эмирата съехались в Чечню со всего региона, и шура состоялась под носом у российской армии», – говорит он.

Канадский журналист Эрик Уолберг, работающий в каирском еженедельнике «Аль-Ахрам», скептически относится к Кавказскому Эмирату. «Живя в Каире, я могу вам сказать, что никакого исламского единства нет и в помине, – сказал он по телефону «Голосу Америки». – Мне кажется, что призывы к созданию халифатов и эмиратов – это политические трюки. Проблема Северного Кавказа – прежде всего национальная». Уолберг видит причины насилия в попытке России силой удержать Чечню в своем составе и называет вторую чеченскую войну «трагедией».

Президент Чечни Рамзан Кадыров уже два года подряд утверждает, что на территории республики осталось всего от 50 до 70 боевиков. По мнению Гордона Хана, эти заявления «явно не соответствуют действительности».

Многие американские эксперты возлагают ответственность за ухудшение ситуации на жесткую политику подавления любых проявлений инакомыслия, проводимую Кадыровым. Хан, однако, считает, что это лишь одно из объяснений происходящего. Он отмечает, что сегодня число боевиков и совершаемых ими терактов больше в Ингушетии, чем в Чечне, хотя ингушский президент Юнус-Бек Евкуров всячески пытается наладить взаимодействие с оппозицией. «Проблема на Северном Кавказе заключается в действиях федеральных сил, – сказал Хан. – Речь идет о необходимости демократизации российских силовиков. Несомненно, что дефицит демократии в России, выходящие за рамки закона действия сил безопасности и таких людей, как Кадыров, подпитывают инсургентов. Однако я не стал бы недооценивать поддержку, которую они получают из-за рубежа, и процессы, происходящие в исламском мире в целом».

По данным Хана, одним из эмиров Кавказского Эмирата является уроженец Кувейта Абу Аббас Мохаммед, который накануне провозглашения Эмирата проводил кампанию по сбору средств в пользу последнего через арабо-язычные веб-сайты. «Существуют неопровержимые доказательства того, что иностранные джихадисты оказывают материальную поддержку Кавказскому Эмирату, – утверждает Хан. – От 10 до 15 иностранцев являются эмирами, или полевыми командирами, в этом образовании».

На роль иностранных боевиков часто указывает и российское правительство, однако Хан отмечает, что «Москва, поднимая этот вопрос, зачастую пытается взвалить всю ответственность на них и на иностранные разведывательные службы, которые остаются неназванными». Американский эксперт отмечает, что повстанческое движение имеет корни на Северном Кавказе. «Не следует забывать и о тяжелой социо-экономической ситуации, и об определенных культурных традициях региона, связанных с насилием», – говорит Гордон Хан. – Все эти факторы вместе взятые делают ситуацию на Северном Кавказе взрывоопасной».

Хан полагает, что повстанческая активность на Северном Кавказе будет продолжаться еще много лет. Он считает, что российское правительство должно относиться к ситуации в регионе как к «чрезвычайному положению». «Это означает, что, во-первых, нужно использовать современные методы противоповстанческой борьбы, – пояснил Гордон Хан. – Частично Россия их уже применяет – примером может послужить «чеченизация» конфликта. Хотя, конечно, такие люди, как Кадыров во власти – это весьма проблематично, но, может быть, у российского правительства не было иного выбора.

Во-вторых, необходимо увеличить инвестиции в развитие экономики и при этом уменьшить коррупционный фактор, чтобы деньги действительно доходили до людей. Я также думаю, что ре-демократизация поможет улучшить ситуацию, и, мне кажется, (президент Дмитрий) Медведев постепенно движется в этом направлении. Демократический процесс даст возможность оппозиции высказывать свое мнение не прибегая к насилию, а более цивилизованные действия силовиков будут означать, что уменьшится число людей, которые вынуждены будут уходить в горы и искать защиту у боевиков».

XS
SM
MD
LG