Линки доступности

Россия перестала быть ведущей покупательницей ценных бумаг США


Решение Москвы сократить объем вложений отражает состояние отношений между двумя странами

Россия перестала быть ведущей покупательницей ценных бумаг США и больше не входит в число первых 30 стран мира, являющихся держательницами этих облигаций.

Об этом сообщается опубликованном во вторник сообщении министерства финансов США.

По данным министерства, в мае Россия сократила объем вложений в ценные бумаги американского правительства до 14,9 млрд. долларов.

Примечательно, что в марте эта сумма составляла 96,1 млрд.

Сейчас на 30-м месте в списке держателей ценных бумаг США находится Чили, чей объем вложений в мае составил $30,2 млрд.

Согласно документам минфина США, Россия в этом списке уже не значится.

Как отмечает ведомство, иностранные государства владели в мае 2018 года ценными бумагами США на общую сумму в 6,213 триллионов долларов.

Комментируя отказ России от американских ценных бумаг, глава Центрального банка России ЦБ Эльвира Набиуллина пояснила, что Центробанк проводит политику диверсификации международных резервов и при принятии решений учитывает все риски.

Между тем российский сенатор Алексей Пушков, как сообщает агентство РИА, назвал логичным шагом решение России снизить финансовую зависимость от США.

«Россия снижает финансовую зависимость от США: в апреле сократила вклады в госбумаги США на 47,5 миллиардов – почти на 50 процентов. Логичное решение», – написал российский сенатор в Твиттере, согласно РИА.

Комментарий экспертов

Экономический обозреватель Семен Новопрудский считает, что для понимания сути решения следует учитывать, куда эти деньги могут переместиться. По его предположению, они попали, скорее всего, на счета иностранных банков, а не вернулись в Россию.

«Это означает, с одной стороны, что Банк России уверен в запасах ликвидности в банковской системе страны, с другой – здесь важно уточнить, когда начался процесс резкого сокращения российской доли в американских облигациях. Первая волна сокращения пошла в апреле – сразу после введения США точечных санкций, прежде всего, против бизнесов Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга. Эти санкции стали, наверное, самыми болезненными по последствиям за все время санкционной войны в отношении России. И, похоже, это стало отправной точкой при принятии решения».

Поэтому обозревателю кажется, что главная причина нынешних действий правительства РФ – опасение новых санкций.

«Видимо, это в большей степени политическое, а не финансовое решение, но оно имеет некоторые финансовые обоснования, связанные с тем, что Банк России полагает (а может, ему так порекомендовали власти), что при нынешнем состоянии двусторонних отношений на всякий случай лучше не иметь большой доли в американских облигациях», – уточнил он.

Насколько это оправдано стратегически, Семену Новопрудскому не слишком понятно.

«Есть такая точка зрения, что если у вас плохие отношения со страной, а у нее ликвидные бумаги, то как раз для того, чтобы иметь некоторые возможности давления на эту страну, стоит иметь больше ее ценных бумаг, – пояснил он. – Хотя даже когда Россия имела выше ста миллиардов долларов в облигациях американского казначейства и входила в число крупнейших владельцев ценных бумаг, то это, конечно, все равно было не критичной суммой для США».

Вместе с тем, трудно себе представить, чтобы эти средства в случае введения новых санкций были заморожены, рассуждает обозреватель: «До сих пор таких случаев в мировой практике не было. Обычно, так или иначе, санкции применялись как заморозка активов или счетов конкретных компаний, но не стран. Кроме всего прочего, это стало было бы ударом по облигациям с точки зрения доверия к ним».

Обозреватель склоняется к тому, что это все же политический шаг, который показывает степень недоверия Москвы к нынешнему руководству США.

В свою очередь, старший научный сотрудник Института Гайдара Сергей Жаворонков затруднился сказать, чем обусловлено решение правительства РФ. При этом он уверен, что для США это никакого практического значения не имеет.

«Крупнейшие кредиторы США – это не страны, а физические лица, – говорит экономист в комментарии «Голосу Америки». – Поэтому, если российское руководство решило продать часть своих облигаций американского казначейства, то проблем тут нет. Технически это не сложный вопрос. А почему так решено поступить именно сейчас – сложно судить, не обладая инсайдерской информацией».

В принципе, российское законодательство позволяет вкладывать средства Фонда национального благосостояния в облигации, номинированные в долларах США, евро и британском фунте, напомнил Сергей Жаворонков.

«Ну, а какова пропорция между ними, устанавливает по большому счету Центральный Банк. В любом случае речь идет о деньгах, которые в рамках американского долга совершенно несущественны. Не думаю, что эти действия связаны с опасением введения новой порции санкций со стороны США. Наверное, причины здесь все же другие», – резюмировал он.

Ему также представляется крайне мало вероятным сценарий, при котором эти вложения могли бы быть заморожены.

Американские казначейские обязательства считаются наиболее надежными ценными бумагами на мировом финансовом рынке, хотя и не самыми прибыльными. Доходность по таким бумагам со сроком погашения 1 год составляет 2,39%, 30 лет – 2,97%.
Россия начала вкладывать в них средства в 2007 года – всего на 8,5 млрд долларов. Но уже в 2010 году сумма инвестиций возросла до 176 млрд. Впервые РФ резко снизила эти активы в 2014-2015 годах (в разгар украинского кризиса). Однако затем сумма вложений снова начала расти вплоть до конца прошлого года.
Крупнейшие инвесторы США - Китай (1 трлн 183 млрд) и Япония (1 трлн 49 млрд). Всего иностранные государства, по данным на май текущего года, владели ценными бумагами США на сумму в 6 трлн 213 млрд. Это составляет примерно 30% от ВВП страны.

XS
SM
MD
LG