Линки доступности

«Черные» списки России


Владимир Путин
Владимир Путин

Кому и почему запрещен въезд в РФ?

МОСКВА - В Кремле выразили недоумение по поводу резкой реакцией в Европе на публикацию в западных СМИ «черного списка» лиц, которым запрещен въезд в Россию. По словам, пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, российский МИД, передав список в миссию ЕС, сделал лишь то, о чем его просили.

Напомним, что в Европейском Союзе и многих европейских столицах российский «черный список» подвергли резкой критике.

В список, о котором идет речь, входят бывшие и нынешние парламентарии, премьер-министры и министры, публично критиковавшие Владимира Путина за аннексию Крыма и насилие на востоке Украины. Всего «невъездными» в Россию оказались 89 представителей государств Евросоюза. По информации мировых СМИ, ссылающихся на европейских дипломатов, в список попали полпреды 17 из 28 стран-членов ЕС. Исключение сделано для Кипра, Венгрии, Греции, Ирландии, Австрии, Португалии, Словакии, Словении, Хорватии, Люксембурга и Мальты.

В число нежелательных персон вошли руководитель парламентской фракции французской Социалистической партии Брюно Ле Ру, бывший вице-премьер Великобритании Ник Клегг, экс-премьер Бельгии Ги Верхофстадт и другие известные политики. Вместе с тем в списке немало имен, которые абсолютно ничего не говорят рядовым россиянам.

Вопрос о том, чем руководствовалась Москва при составлении списка, Русская служба «Голоса Америки» задала некоторым российским экспертам.

Заведующая отделом Центра европейской интеграции Института мировой экономики и международных отношений РАН Надежда Арбатова находит список обоснованным.

«С той точки зрения, независимо от состава включенных в него людей, что Россия не хочет быть в положении наказанной стороны, – утверждает она. – Точно так же, как в ответ на санкции ЕС Россия ввела свои ответные санкции, Москва поступила и сейчас».

Арбатова согласна с тем, что значение этого списка, скорее всего, символическое.

«Тем самым Россия показывает, что она не будет терпеть того обращения с собой, которое продемонстрировал Европейский Союз», – отметила она.

По ее мнению, отношения Москвы и Брюсселя сейчас находятся на такой низкой отметке, что и без этого списка ясно: они движутся в сторону все большей отчужденности друг от друга.

В этих отношениях сегодня все неконструктивно, к сожалению, констатировала завотделом Центра европейской интеграции ИМЭМО: «Увы, мы встали на путь взаимных претензий».

Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников заметил, что по утверждению самой российской стороны, списки формировались в соответствии с принципом «ответной реакции на недружественные высказывания в адрес Кремля». При этом он полагает, что использовался не только этот критерий.

«Наверное, имелись и какие-то другие способы определить врагов, – добавил Колесников. – Но, как всегда это бывает, при определении врагов нередко играет роль множество случайных и субъективных факторов. Предположительно, некоторые из людей попали в список случайно. У представителей центрального аппарата МИДа, которые занимались его составлением, довольно странные представления, кто является врагом, а кто – другом».

По словам эксперта, подобная практика имеет скорее символическое значение.

«Это демонстративно недружественный акт по отношению к Западу под предлогом условного соблюдения принципа симметрии, – подчеркивает он. – Но я не думаю, что, к примеру, Кристийна Оюланд (бывшая глава МИДа Эстонии – В.В.) вообще когда-нибудь хотела бы приехать в Россию. Тем не менее, она обозначена как враг – чисто ради символического эффекта».

По мнению Колесникова, с практической точки зрения, дело обстоит значительно хуже.

«Представителей Запада не пускают в Россию без всяких там списков – просто не дают визу без объяснения причин, – продолжил политолог. – Или принимают по существу издевательские решения – как это было недавно с Кшиштофом Занусси (польский кинорежиссер – В.В.). Он должен был лететь на конференцию в Читу, что, естественно, предполагает хотя бы три дня пребывания в стране. А ему дали визу на один день».

Как отмечает Колесников, такая технология в сравнении с «черными» списками – гораздо более опасная и циничная: «И главное, что здесь не требуется никаких объяснений, мотиваций или обоснований. Напрасно все это, конечно, делается, но впечатление такое, что этот тренд со временем будет только усиливаться. По сути, Кремль уже вовсю использует имеющиеся в его руках рычаги, чтобы поставить шлагбаум на въезд в страну неугодных режиму лиц».

«Причем, это делают, когда хотят и с кем хотят без каких-либо четких критериев, – подчеркнул Колесников. – Что такого плохого Москве сделал Занусси, свободно говорящий по-русски, мировая величина в кинематографе и, ко всему прочему, весьма расположенный к России?»

XS
SM
MD
LG