Линки доступности

Россия и санкции: ответные шаги или эмоции?


Россия развернула «контрнаступление» в области космической деятельности в ответ на санкции со стороны США. Оно ведется по трем главным направлениям. Первое – GPS, второе – РД-180/НК-33, а третье – МКС. Рассмотрим те возможные успехи и неудачи, которые ожидают Россию на каждом из них.

«Трехсосновая» угроза

В середине мая российских летчиков, моряков, водителей автомобилей, рыбаков, охотников, грибников и туристов, военнослужащих РФ, а также все тех, кому периодически нужно знать свое точное местонахождение, неприятно удивила новость, разнесшаяся по российским СМИ. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о приостановке работы 11-ти станций GPS на российской территории.

Воображение пользователей этой системы стало сразу стало рисовать апокалиптические картины блуждания в трех соснах (применительно к любителям отдыха на природе это фигуральное выражение может быть наполнено вполне реальным содержанием). Ведь российская система ГЛОНАСС, хоть в принципе уже и считается вошедшей в эксплуатацию, тем не менее пока не сможет сравниться с GPS по качеству предоставляемых услуг.
Кроме того, бытовые приемники ГЛОНАСС не так распространены в России и в мире, как GPS. Восемь из десяти российских водителей используют заокеанскую навигационную систему.

Сможет ли российский «компас» заменить американский?

По словам гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, сказанным им в интервью газете «Ведомости», большинство транспортных средств госструктур оснащено двухстандартными «Глонасс»/GPS-приемниками. А вот что касается продающихся в России бытовых навигаторов, смартфонов и планшетов, то они стали оснащаться чипами, поддерживающими обе навигационные системы, относительно недавно. Пока лишь около 20% таких устройств способны работать с обеими навигационными системами.

Есть и еще одно обстоятельство, не укрепляющее веру потребителей в ГЛОНАСС. Это ее меньшая надежность по сравнению с GPS, обусловленная тремя факторами.

Первый – недостаточная отлаженность ГЛОНАСС в целом. Достаточно вспомнить, что в начале апреля этого года все 24 спутника ГЛОНАСС выдавали некорректные данные с часу ночи до полудня, что стало крупнейшим сбоем российской навигационной системы за все время ее существования. А в середине того же месяца на полчаса одновременно вышли из строя восемь спутников ГЛОНАСС. Создатели этой системы объяснили данный сбой «переходом на новый контур управления».

Второй фактор ненадежности – это недостаточно долгий срок службы спутников ГЛОНАСС по сравнению с их «собратьями» из GPS. Если российские аппараты служат не более 3-5 лет, то американские «дослуживаются» до 15-ти.

Третий фактор тесно связан со вторым. За прошедшие три с половиной года в результате аварии двух ракет-носителей типа «Протон» погибли в общей сложности 6 спутников ГЛОНАСС. Отказ очередного «Протона» в середине мая этого года не добавил уверенности в том, что вышедшие из строя спутники ГЛОНАСС будут на орбите своевременно заменяться на «свежие». А без такого рода замены ГЛОНАСС обречена на периодическое «скисание».

Отсюда вывод: если человек, или организация заботятся о собственных интересах, а не работают на пропаганду, то в обозримом будущем они будут предпочитать американскую GPS российской ГЛОНАСС.

Пусть трясет

Но потом пришла успокоительная весть. Речь шла о возможном закрытии станций, которые используются в сейсмологических исследованиях. Как пояснил Дмитрий Рогозин, еще в 1993-м году правительствами РФ и США было заключено соглашение об обмене сейсмологическими и геодинамическими данными между Геофизической службой Российской академии наук и консорциумом IRIS.

В соответствии с этими соглашениями, на территории ряда субъектов Российской Федерации, включая Калужскую область, Свердловский и Красноярский край, Республику Саха (Тикси и Якутск), Иркутск, Магадан, Чукотский автономный округ, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск были размещены станции инфраструктуры GPS.

Сейсмология и геодинамика... Даже человек непосвященный догадается: речь идет о движениях земной коры. Экстремальные формы этого процесса вызывают землетрясения.

Россия хотела разместить аналогичные станции ГЛОНАСС на территории США, однако американская сторона посчитала, что они могут использоваться в разведывательных целях, а потому положила решение по ним в «долгий ящик». РФ выдвинула ультиматум: если до 1 сентября прогресса в этом вопросе не будет, то работа станций GPS на российской территории будет прекращена окончательно.

Что ж, на первый взгляд это паритетно-справедливое решение: не хотите наших станций, не будет на нашей территории и ваших. Только не нужно забывать, что Россия – это не отдельная планета, а следовательно все действия Москвы, направленные на осложнение сейсмологической деятельности ученых во всем мире, включая российских и американских, будут так же вредны для России, как и для США.

А если начистоту?

«Вообще-то снижение точности сигнала GPS в случае закрытия этих станций в России произойдет, только оно будет незаметно на бытовом уровне, – сказал в интервью «Голосу Америки» сотрудник российской геофизической службы. – Американская навигационная система по-прежнему будет определять местоположение с точностью до 1-2 метров. Но если потребуется увеличить точность до 10-15 сантиметров в реальном времени, то тут без наземных станций не обойтись. Чего уж говорить о случаях, когда нужно измерять с точностью до нескольких миллиметров, например в научных целях».

Но если все это во благо науки, а, следовательно, России, США, да и человечества в целом, то при чем тут отговорки американской стороны типа «станции ГЛОНАСС могут использоваться для шпионажа»? Дело здесь, как оказалось, не столько в станциях, сколько в том, кто их будет устанавливать и обслуживать.

Станции GPS на территории России были размещены и задействованы силами российских специалистов. Станции ГЛОНАСС на территории США также должны быть установлены и периодически обслуживаться силами... российских специалистов. Вот кто-то в Пентагоне и решил, что под видом этих «специалистов» в США непременно приедут эксперты в области радиоэлектронной разведки.

«Кроме того, в Соединенных Штатах, видимо опасаются, что некто может воспользоваться системой ГЛОНАСС на территории США, чтобы лучше определять местоположение американских стратегических объектов», – сказал в интервью «Голосу Америки» один из западных журналистов, освещающих военную тематику.

«Производить сверхточное определение местоположения внутри границ Соединенных Штатов можно, вероятно, лишь с помощью специальных приемников GPS, которые есть только у сотрудников американских разведывательных и оборонных ведомств, – предположил он. – Если кто-то хочет сделать это, но у него нет подобного приемника, то ему не останется ничего другого, кроме как воспользоваться системой ГЛОНАСС, "уточненной" с помощью размещенных в США российских наземных станций. Вот американцы против данных станций и выступают».

Что ж, шпиономания штука заразная и нет того государства, у которого был бы против нее иммунитет. Остается лишь надеяться на то, что к 1 сентября Москва и Вашингтон смогут прийти к согласию относительно обеспечения навигационных систем друг друга наземным сегментом.

РД-180: пошумели и будет

«Голос Америки» уже освещал вплетение РД-180 в окрутивший Москву и Вашингтон клубок политических проблем, включая взаимные обвинения, выпады и санкции (см. «США в поисках альтернативы "ракетным сердцам" из России» и «РД-180: панику прекратить!»).

К тому, что было сказано можно добавить лишь то, что если в краткосрочной перспективе США больше зависят по двигателям от России, то в долгосрочной перспективе ситуация скорее обратная. Прекращение поставок РД-180 в США в настоящее время действительно серьезно затруднит эксплуатацию ракеты-носителя «Атлас-5», а возможно вообще выведет ее на несколько лет из эксплуатации.

Но у США есть альтернативы в виде «Дельты-4», «Фалькона-9», разрабатываемого «Тяжелого Фалькона», а также «Антареса». К тому же Соединенные Штаты уже выделили средства на создание двигателя, способного заменить РД-180, а значит история «Атласа-5» скорее всего будет продолжена даже после окончания закупок американской стороной РД-180.

Что же касается НПО «Энергомаш», то производимый им РД-180 является основным источником дохода, или правильнее сказать, выживания данного предприятия. Никто, кроме США этот двигатель не покупает.

Пропадет в нем нужда за океаном к концу нынешнего десятилетия (когда по плану должен войти в эксплуатацию американский «заменитель» РД-180) и Бог знает, на какие средства продолжит свое существование «Энергомаш». Хотя можно с большой долей вероятности предположить, что по политическим причинам (чтоб показать всем, что "проживем и без американцев"), предприятие получит крупные госдотации просто для того, чтобы остаться на плаву.

Правда, по словам Владимира Солнцева, исполнительного директора этого предприятия, интерес к продукции «Энергомаша» проявили представители Южной Кореи, Китая, некоторых европейских государств, а также ряда стран Азиатского региона. Что касается последних, то Солнцев сказал, что с ними уже ведутся конкретные переговоры, но, сославшись на коммерческую тайну, не уточнил, с какими именно государствами и о чем.

А пока американская сторона, заметил Солнцев, уже после начала «войны санкций» выразила желание закупить на восемь двигателей больше, чем планировала ранее - с 29 до 37 штук. «Они хотят, чтобы мы увеличивали ежегодную поставку на некоторое количество, в частности, в 2015 году планируется, что мы им поставим вместо пяти двигателей восемь», – цитирует слова Солнцева ИТАР-ТАСС.

2020-й год: хроника «пикирующей» МКС

По идее, это должен был бы быть самый болезненный «ответный удар» по США. Ведь Америка зависит от России по доставке людей на станцию на «Союзах», причем в отличие от ситуации с РД-180, зависит безальтернативно.
Вначале Рогозин пригрозил Америке «батутом», с помощью которого ей только и останется «закидывать» своих астронавтов на станцию, а после дал понять, что Россия не будет участвовать в проекте МКС после 2020-го года.

Однако, как и в случае с РД-180, выигрыш России в краткосрочной перспективе обернется ее проигрышем в долгосрочной. Да, Москва может продемонстрировать свою космическую мощь и «незаменимость», отказав Соединенным Штатам в «Союзах». И тогда НАСА останется только с земли провожать взглядом МКС, яркой точкой чертящей ночной небосклон.

Но уже к концу 2015-го года в США может начать летать семиместный «Дракон», за которым последуют «Дрим Чейсер», CST-100 и «Орион». Таким образом, под занавес нынешнего десятилетия США со 100-процентной вероятностью вновь обретут независимость в области пилотируемых полетов.

Что же касается выхода России из проекта МКС в 2020 году (США и прочие партнеры по станции хотели бы продолжать гонять ее по орбите до 2024-го года включительно), то угрожать этим – ломиться в открытую дверь. К началу третьего десятилетия этого века станция достигнет такой степени изношенности, что продолжать ее эксплуатацию может стать запретительно дорого для всех участников данного проекта, включая США и Россию.

Однако, все эти громогласные заявления насчет РД-180, «батута» и «гуд бай МКС» после 2020 года сделают российскую космическая отрасль, по настоящее время ориентированную на решение широкомасштабных задач лишь в составе международной кооперации, «персоной нон грата» в глазах потенциальных партнеров.

А это приведет к вырождению российской космонавтики, ее замыканию на функции космического «извозчика», или в лучшем случае на «засев» околоземного пространства вспомогательными устройствами для бытовой радио- и телеаппаратурой и интернета в виде спутников связи.

Вывод

Те шаги, которые Россия хочет предпринять в ответ на американские санкции, как уже вступившие в силу, так и потенциальные, позволят ей действительно «отомстить» Америке, но лишь в краткосрочной перспективе. Причем, даже такое краткосрочное «мщение» будет не без ущерба для самой России.

Лишится главного заказчика своей продукции НПО "Энергомаш", недосчитается десятков миллионов долларов Роскосмос, которые ему платит НАСА за полеты своих астронавтов на "Союзах" на МКС. Российские ученые утратят возможность осуществлять сверхточное отслеживание движения земной коры.

В долгосрочной же перспективе РФ практически потеряет реальные шансы стать полноправным и ключевым партнером в каком-либо международном проекте с участием западных космических держав. Эта перспектива была бы не столь страшна для России, если б руководители ее космической отрасли (хотя бы наподобие их коллег из Китая) обладали умом и волей для реализации амбициозных, инновационных космических проектов силами данной отрасли, а не ставили их осуществление в зависимость от международного сотрудничества.

Но поскольку данная зависимость пока сохраняется, не стоит показывать "кулак" тому, на чью протянутую "руку" рассчитываешь, как на главный способ выбраться из застойного "болота" околоземного пространства. Поэтому, в реакции России на шаги США, способные причинить ей "дискомфорт" в области космической деятельности, прослеживается больше эмоций, чем трезвого расчета.
XS
SM
MD
LG