Линки доступности

Российские космонавты объединились


Запуск космического корабля «Союз»
Запуск космического корабля «Союз»

В декабре Роскосмос выпустил приказ №197 «О создании единого отряда космонавтов Федерального космического агентства». Данный документ у непосвященных может вызвать некоторое недоумение – ведь всем хорошо известно, что в России существует только одна учебная организация, где готовят космонавтов. Она так и называется – Центр подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А. Гагарина, или Звездный городок. Разве это не предполагало, что все обучающиеся там космонавты были автоматически объединены в один отряд? Оказывается, нет.

Летный отряд

Исторически в СССР/ России сложились три отряда. Самый первый из них был создан на базе ЦПК, и входили в него, в основном, военные летчики. В 1959 году вышли два постановления ЦК и Совета Министров СССР: «О медицинском отборе кандидатов в космонавты», а затем – «О подготовке человека к космическим полетам». Сам же набор начался в августе 1959 года, а первый отряд космонавтов СССР («летный», или отряд ЦПК) был сформирован в феврале-апреле 1960 года. Он получил официальное название Группа ВВС № 1. С 1964 по 1968 гг. его командиром был Юрий Гагарин.

Интересно, что если в США среди руководителей НАСА и первой пилотируемой программы «Меркурий» не было единого мнения, из кого нужно набирать астронавтов: предлагались и автогонщики, и спортсмены, занимающиеся экстремальными видами спорта, и цирковые эквилибристы, то у основоположника советской космонавтики, Главного конструктора Сергея Королева подобных сомнений не было. Летчики и непросто летчики, а истребители. Главный так обосновывал свою точку зрения: летчик-истребитель – это универсал, выполняющий функции пилота, бортинженера, штурмана, радиста, и к тому же в условиях стрессовой ситуации и жесткого лимита времени. Так раз этими качествами и должны были отличаться космонавты, летавшие в одиночку по программе «Восток». В США в конечном итоге было принято аналогичное решение, причем даже с более «летным» уклоном: отбор шел среди не обычных летчиков, а летчиков-испытателей.

Летающие инженеры


«Инженерный» отряд родился так: в 1964 году на смену программе «Восток» пришла «Восход» – полеты кораблей с экипажем из нескольких человек. Многоместная машина – техника более сложная, чем одноместная, соответственно усложняется ее эксплуатация. Стало очевидно: необходимо включить в состав экипажа человека, который целиком сконцентрировался бы на управлении системами корабля, не отвлекаясь на его пилотирование. В октябре 1964 года на орбиту отправился трехместный «Восход-1». В состав его экипажа вошел один из главных создателей кораблей типа «Восток», «Восход», а после и «Союз», конструктор Константин Феоктистов. А весной 1965 года на обследование в Институт медико-биологических проблем (ИМБП) была направлена большая группа инженеров возглавляемого Королевым опытно-конструкторского бюро (ОКБ-1), что и можно считать датой начала первого «инженерного» набора, хотя до официального создания соответствующего отряда оставалось еще четыре года.

Врачи в космосе

В конце 1960-х годов руководители советской космической программы стали «перекладывать» курс отечественной космонавтики с так и не состоявшихся пилотируемых полетов на Луну на долговременные миссии на околоземной орбите. Стало ясно, что необходимы серьезные исследования в области длительного воздействия факторов космического полета (невесомости, радиации, изоляции, обедненного рациона питания и пр.) на организм человека. Однако, провести эти исследования на орбите мог только специалист в области космической биологии и медицины. Поэтому в марте 1967 года выходит очередное Постановление ЦК и Совета Министров о порядке создания отрядов космонавтов в Министерстве здравоохранения, а заодно в Министерстве общего машиностроения и Академии наук СССР.

Из этой триады до своего окончательного оформления дошел лишь отряд космонавтов ИМБП. Произошло это в 1972 году, когда была сформирована первая группа кандидатов в космонавты от этого института. За годы существования «врачебного» отряда в космосе побывали четыре советских/российских врача: Борис Егоров, Олег Атьков, Валерий Поляков и Борис Моруков. Егоров был первым в мире врачом на орбите, Полякову принадлежит мировой рекорд непрерывного полета в космосе – 437 суток, а Моруков совершил свой единственный полет на «шаттле». В настоящее время в отряд ИМБП входит один лишь космонавт-исследователь – Сергей Рязанский.

Три, два, один...

Интересно, что объединение трех отрядов в один было как бы подсказано самой жизнью еще в 1964 году, когда вокруг земли вращался «Восход-1». Ведь в состав его экипажа вошли: Владимир Комаров – летчик-истребитель, Константин Феоктистов – инженер-конструктор и Борис Егоров – врач-исследователь.

Решение создать объединенный отряд вызвало неоднозначную реакцию у космонавтов «инженерного» отряда. «С одной стороны это правильный шаг, – сказал в интервью корреспонденту «Голоса Америки» летчик-космонавт Павел Виноградов. – Действительно упростятся многие бюрократические процедуры, легче станет управлять единым отрядом с организационной точки зрения. Но при этом все космонавты-инженеры с РКК «Энергия» (бывшее ОКБ-1 – Ю.К.) будут вынуждены посвятить все свое рабочее время тренировкам в ЦПК и фактически будут оторваны от создания новой и модернизации уже существующей техники».

С Виноградовым согласен летчик-космонавт Юрий Усачев. «Если все космонавты-инженеры с «Энергии» перейдут на работу в ЦПК, это может привести к их профессиональной деградации, – сказал он в интервью корреспонденту «Голоса Америки». – Они будут учиться эксплуатировать космическую технику, но не станут участвовать в ее разработке. Почему так было важно, чтоб в состав экипажей кораблей и станций входили инженеры с «Энергии»? Просто потому, что они, как никто другой знали технику, которую сами же и создавали».

Разумеется, в словах Виноградова и Усачева есть большой смысл, но, с другой стороны, не будем забывать, что эксплуатируемая в настоящее время российская техника далеко не первой «свежести». Космический корабль «Союз», хоть и неоднократно модифицировавшийся, используется с 1967 года, а российские модули МКС проектировались еще в 1980-е годы для станции «Мир-2», которая так и не вышла на орбиту. Данная техника уже довольно хорошо отработана и изучена, а потому вряд ли для ее эксплуатации нужны те, кто принимал непосредственное участие в ее разработке. Главное отрицательное последствие создания объединенного отряда состоит в том, что космонавты -представители РКК «Энергия» могут быть оторваны от создания новых пилотируемых кораблей и комплексов, что ослабит инженерно-конструкторский потенциал российской космической отрасли. Не допустить этого – главная задача руководства Центра подготовки космонавтов.

Для справки:

В настоящее время объединенный отряд состоит из 41 космонавта, в том числе: 23 – отряд ЦПК (из них 8 космонавтов с опытом космических полетов), 17 – «инженерный» отряд (из них 7 космонавтов с опытом космических полетов), и один «врачебный» отряд, состоящий всего из одного человека, не летавшего в космос.

Новости науки и техники читайте здесь

XS
SM
MD
LG