Линки доступности

Россия возвращается на Балканы


Дмитрий Медведев стал первым президентом России, который посетил с официальным визитом Сербию. В рамках визита было подписано несколько важных межгосударственных соглашений. Опрошенные «Голосом Америки» эксперты в целом позитивно оценивают результаты переговоров руководителей Сербии и России, однако выражают опасение тем, что долгосрочное сотрудничество двух государств может столкнуться с проблемами.

Депутат Государственной Думы Константин Затулин отмечает: «Учитывая особые отношения между Россией и Сербией, этот визит носит исключительно важный характер. Сербия не может быть полностью удовлетворена отношением к себе европейцев и США. Сербии необходима поддержка – страна пережила распад Югославии и утрату Косово. Поддержка со стороны Дмитрия Медведева была выражена, и тем самым сводит на нет спекуляции на тему «обмена признаниями» между Косово, Южной Осетией и Абхазией».

Эндрю Вахтел, профессор Северо-Западного университета (Northwestern University), автор книги «Балканы в мировой истории», относится к этому аспекту российско-сербских отношений более скептично. По его мнению, Россия «позволила сербам думать, что она спасет их от потери Косово, хотя на самом деле Москва способна сделать очень немногое».

Гордон Бардос, помощник директора института Гарримана при Колумбийском университете, подчеркивает: «Этот визит демонстрирует, что Россия пытается усилить свои позиции в Юго-Восточной Европе. Стоит напомнить, что на протяжении последних нескольких лет мы наблюдаем рост российского интереса к этому региону. Например, это уже второй визит Дмитрия Медведева в Белград, в Сербии неоднократно бывал министр иностранных дел Сергей Лавров».

В то же время Бардос сомневается, что Косово когда-либо в обозримом будущем сможет вернуться по юрисдикцию Сербии: «Мы видим дипломатический пат: Приштина объявила о своей независимости, которую Белград никогда не признает. Москва декларирует, что не примет никакое решение по Косово, которое не устроит Сербию. Вашингтон признал независимость Косово и однозначно не пересмотрит это. Пат возник во многом благодаря тому, что Вашингтон и Москва не смогли придти к компромиссу по вопросу Косово. Это представляет угрозу стабильности Юго-Восточной Европе. Однако Москва одержала важную дипломатическую проблему, поскольку две трети международного сообщества де-факто поддерживают позиции России и Сербии».

Душан Янич, профессор Института Социальных Исследований (Белград, Сербия), считает, что Сербия «стремится» в ЕС и НАТО. «В силу этого Москва ныне готовит стратегию выхода из косовского тупика, понимая, что ее с Белградом позиция в данных условиях не имеет шансов на успех», – говорит профессор Янич.

Мартин Слетцингер, директор восточно-европейских исследований Центра имени Вудро Вильсона, полагает, что визит президента Медведева в Белград можно считать успешным, поскольку таким его пытаются представить обе стороны: «На мой взгляд, пользуясь тем, что США в недавнем прошлом заняли столь открыто антисербскую позицию, Россия пытается восстановить свое влияние на Балканах. В свою очередь, для Сербии – это способ разыграть новую политику: политику нейтралитета и баланса. Это хорошо и для России, и для Сербии».

Эндрю Вахтел согласен с этой оценкой – по его мнению, Россия пытается с помощью Сербии создать свою зону влияния на Балканах, чтобы сдержать экспансию Европейского Союза. Эти планы не вызывают особого восторга у Душана Янича: «Сербия – небольшая страна. Мы обязаны выстраивать хорошие отношения с нашими соседями. Именно поэтому сербы достаточно скептически относятся к отношениям с Россией, потому что Россия далеко, а Балканы и Европа – близко».

Эксперты намного оптимистичней относятся к перспективам экономического сотрудничества России и Сербии. Константин Затулин: «В рамках визита был подписан целый ряд соглашений в сфере энергетики и газового транзита. Это важные документы, которые продвигают дальше сферу маршрута «Южный поток», которому были посвящены предыдущие переговоры с правительством Сербии. Также продолжаются переговоры по выделению Белграду российского кредита. Это соглашение не было подписано, но вопрос с кредитом решается и, безусловно, будет решен. Речь идет о разных подходах к тому, на каких условиях он может быть предоставлен. Одним из вариантов является предоставление займа под минимальные проценты с целью реализации какого-нибудь важного социального проекта, например, строительства в Белграде метро. В этом могли бы принять участие и российские специалисты – метростроители».

Экономист Владимир Квинт, член Бреттон-Вудского комитета, отмечает: «У России не так много стран в Центральной и Южной Европе, с которыми у нее дружеские, а не взаимовыгодные отношения. Для сотрудничества в области экономики есть хорошая основа: сербская экономика после всех пережитых страной войн – одна из самых слабых в Европе. После старта работ по строительству газопровода «Набукко» значение Сербии для России значительно увеличилось. Кроме того, Сербия – одна из немногих стран Европы, заинтересованных в приобретении российских технологий».

Душан Янич рассуждает на эту тему под несколько иным углом зрения: «Сербия нуждается в списании долгов, серьезных инвестиций в сферах энергетики и инфраструктуры. Надо сказать, что еще никогда при моей жизни Россия в Сербии не была столь популярна. Россия может быть очень хорошим партнером в сфере энергетики, если Сербии не придется платить за это чрезмерно высокую цену».

Мартин Слетцингер уверен, что Россия помогает Сербии сегодня еще и по той причине, что у Сербии «осталось не так много друзей»: «На мой взгляд, Россия и СМИ неоправданно часто подчеркивают, насколько серьезные связи связывают оба государства. К примеру, Россия никогда не помогала Сербии в такой же степени, как Болгарии. Сербия все время больше ориентируется на Запад, несмотря на свое православие и кириллицу».

Другие комментарии экспертов читайте здесь.

XS
SM
MD
LG