Линки доступности

После «Солсберецких шпилей» – Пражский град? 


Жанна Немцова и мэр Праги Зденек Гржиб на церемонии переименования площади перед российским посольством в Праге. 27 февраля, 2020
Жанна Немцова и мэр Праги Зденек Гржиб на церемонии переименования площади перед российским посольством в Праге. 27 февраля, 2020

В чешской прессе появилось сообщение о том, что российские спецслужбы, возможно, готовились устранить пражских чиновников, неугодных Кремлю 

Министерство иностранных дел Российской Федерации назвало дезинформацией сообщение чешского еженедельника Respekt о якобы прибытии в столицу Чешской Республики обладателя дипломатического паспорта РФ с целью отравления мэра Праги Зденека Гржиба и, предположительно, главы администрации пражского округа № 6 Ондржея Коларжа.

Как подтвердил сам мэр Праги, ему действительно была предоставлена охрана сотрудниками чешских спецслужб.

В заявлении российского МИД, озвученном официальным представителем ведомства Марией Захаровой, говорится: «Все, что было опубликовано в средствах массовой информации Чехии, требует доскональной проверки на наличие фейков и на наличие источников информации в этой стране и во всей евроатлантической махине, которая была создана для противодействия распространению недостоверной информации. Такие вещи не могут оставаться безнаказанными».

Захарова также отметила: «Очевидно, что нашими двусторонними отношениями начинают заниматься третьи силы, а именно просто их портить… Кому-то неймется испортить отношения между Москвой и Прагой».

Русская служба «Голоса Америки» обратилась к экспертам, чтобы разобраться в подоплеке этой ситуации.

«Произошедший инцидент носит показательный характер»

Директор чешского аналитического центра «Европейские ценности» Якуб Янда (Jakub Janda, European Values) уверен в достоверности опубликованной еженедельником Respekt информации, однако считает, что вся операция была проведена не столько с целью реального покушения на жизнь чешских политиков, сколько как демонстративная «попытка запугивания».

По мнению эксперта, если бы российские власти действительно хотели отравить чешских политиков, то российское посольство в Чехии не стало бы открыто забирать прибывших из России сотрудников спецслужб в дипломатической машине, так как передвижения работников посольства РФ скорее всего находятся под наблюдением чешских спецслужб.

«Российское правительство пытается обострить отношения и показать институтам Чехии, что они должны опасаться России и того, что она может сделать», – считает директор аналитического центра «Европейские ценности», подчеркнув, что до сих пор жертвами политических отравлений и убийств за границей оказывались проживающие за рубежом россияне, которых власти считают «предателями», но никак не зарубежные политики.

Нынешняя эскалация должна рассматриваться в контексте продолжающейся кампании Кремля против ряда европейских стран, усиливающейся в ходе пандемии коронавируса и призванной отвлечь внимание россиян от проблем в собственной стране. Что же касается российской риторики вокруг переноса памятника советскому маршалу в Праге, то, по мнению Якуба Янды, она направлена на поддержание принятого в официальной российской прессе дискурса о якобы неуважении Европы к России и искажении прошлого европейцами, которые изображаются пособниками нацистской Германии.

«Это совершенно не соответствует действительности», – говорит эксперт, отметив, что распространение такого дискурса поддерживает среди российского общества ощущение «врага у ворот» и отвлекает внимание от внутренних проблем.

«Произошедший инцидент носит, скорее, показательный характер, потому что правительство России ведет постоянную кампанию против европейских стран, в основном Польши, стран Балтии и Украины, но сейчас подверглась атаке Чешская республика. Мы знаем, что российское правительство пытается манипулировать интерпретацией истории, в основном вокруг Второй мировой войны», – подчеркивает директор аналитического центра «Европейские ценности».

«Та самая “русофобия”, которую воспитал российский МИД»

Пражский политолог Иван Преображенский называет комментарий российского МИД «традиционным». И добавляет: «Пока никаких доказательств, подтверждающих ввоз яда и появления в Праге каких-то непонятных людей не опубликовано. Но тот факт, что как только появилась первая информация, все в это легко поверили и никто не стал этого перепроверять – это, на мой взгляд, показатель того, какая репутация сложилась за последние годы у России и российских дипломатов. И эта репутация, действительно, абсолютно русофобская. В том плане, что, практически, кто угодно легко поверит, что российский дипломат может приехать в другую страну с чемоданом смертельного яда. И из-за перемещения памятника пытаться убить иностранных политиков», – считает Иван Преображенский.

И поясняет, что после схожих историй в Великобритании, Германии и Болгарии к таким эпизодам с участием именно российских граждан в Европе относятся как к тому, чего можно ожидать от российского дипломата. И это та самая “русофобия”, которую воспитали российский МИД и российские власти своими действиями».

По словам собеседника Русской службы «Голоса Америки», реакция чешского общества на публикацию в еженедельнике Respekt была следующей: читатели хотели получить подтверждение информации из других источников, поскольку считали, что это сообщение могло быть преднамеренной утечкой из национальных спецслужб. «Если вы ведете расследование, если у вас есть информация, предоставляйте более полные данные, чтобы это звучало убедительно. Примерно, такая реакция была в Чехии», – поясняет он.

Иван Преображенский добавил, что чешские спецслужбы сообщили на Смоленскую площадь о том, что у них есть сведения о готовящейся операции и о том, что мэру Праги и старосте 6-го округа представлена охрана. «Но никакого ответа, видимо, они не получили. И сейчас было бы интересно узнать у российского МИДа, почему они молча проглотили это сообщение в тот момент, когда они его получили с чешской стороны, и никак не начали его комментировать, если все это было ложью?», – задается вопросом пражский политолог.

«Памятник Коневу символизирует не братство народов, а политический застой»

Научный сотрудник академического центра Бориса Немцова Карлова университета Александр Морозов начал с того, что анонимные угрозы в адрес мэра Праги и старост двух столичных районов появились в социальных сетях некоторое время назад. «Собственно, на этом и было основано решение чешских властей взять их под охрану, поскольку в соцсетях раздавались призывы покарать их», – отметил Морозов, напомнивший историю с инициативой установки памятной таблички солдатам РОА, принимавшим участие в освобождении Праги.

Что же касается публикации в еженедельнике Respekt, то, по наблюдениям эксперта, реакция в чешском обществе на нее была сдержанная. «Это было просто публикация одного журналиста со ссылкой на источники, которые не упоминаются. На данный момент нет никаких официальных подтверждений этой информации со стороны чешских властей», – подчеркивает он.

Александр Морозов также считает, что в условиях карантина и существенного снижения количества авиарейсов установить, кто из обладателей российского дипломатического паспорта в последние недели приземлился в Праге, будет очень просто.

При этом эксперт замечает, что в самой Чехии раздавались и раздаются голоса против переноса памятника советскому маршалу и против увековечения памяти власовцев, несмотря на их участие в майских событиях 1945 года. «Здесь есть разные мнения, это хорошо видно по социальным медиа, где все это обсуждается. Конечно, Прага – это либеральный город, и она является хранителем антикоммунистической памяти. Здесь сосредоточена чешская интеллигенция, для которой символы советского периода являются очень болезненными. И для пражан очень существенна разница между советскими военными мемориалами, которые бережно охраняются, и конкретным памятником Коневу, который был установлен в 1980 году. И для пражан он символизирует не братство русского и чешского народов, а политический застой и советскую гегемонию в Восточном блоке после разгрома Пражской весны 1968 года.

Но если рассматривать Чехию в целом, то здесь есть коммунистическая партия, которая несмотря на падение популярности, не снижает активности. Чешские коммунисты выступали в защиту памятника Коневу, хотя это были немногочисленные манифестации, на двадцать – тридцать человек», – свидетельствует Александр Морозов.

«Полемика по этому поводу ведется в соцсетях, а не в публичном пространстве»

Международный обозреватель чешского издания Hospodářské noviny Ондржей Соукуп (Ondřej Soukup) считает, что публикация в еженедельнике Respekt все же имела определенный резонанс. «Но нельзя сказать, что это было “на первых полосах всех газет”. Потому, что в публикации была ссылка на анонимные источники. Хотя журнал Respekt считается довольно солидным, и у автора статьи неплохие связи в чешских спецслужбах – например, он написал целую книгу о советских и российских шпионах в Чехии – так что он, конечно, в теме. Но мы не можем знать, почему эти источники рассказали ему об этом именно сейчас, каким сигналом это можно считать. Потому что обычно подобное делается в превентивных целях, говоря: “Ребята, мы понимаем, чем вы здесь занимаетесь, поэтому прекратите немедленно”.

Поэтому у нас об этом говорят, а некоторые политики заявляют, что на это нужно реагировать на государственном уровне», – сказал чешский журналист в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». И добавил, что, поскольку ситуация развивается, то в ближайшие дни можно ожидать ее продолжения.

Обозреватель Hospodářské noviny также напомнил, что сотрудники ФСБ, подозреваемые в попытке отравления Сергея Скрипаля, побывали в Праге. «Есть соответствующие фотографии. И после того, как вышла наружу история не только со Скрипалем, но и с отравлением болгарского бизнесмена, номера всех дипломатических паспортов известны спецслужбам. Но реально Чехия является одной из баз операций российских спецслужб», – отмечает он.

По личной оценке Соукупа, до 80% чешского населения без особого интереса отнеслись и к сносу памятника Ивану Коневу, и к переименованию площади перед российским посольством в Праге в честь Бориса Немцова, и к возможной установке памятной таблички о том, что 75 лет назад чешскую столицу, в числе прочих, освобождали солдаты и офицеры РОА. «А из оставшихся 20% примерно половина резко за эти действия, а вторая половина так же резко против. И это уже превратилось в оружие внутриполитической борьбы между правыми партиями и коммунистами. Но мне кажется, что вся полемика по этому поводу ведется в соцсетях, а не в публичном пространстве. Особенно, учитывая, что все происходит в эпоху коронавируса», – подчеркивает Ондржей Соукуп.

«Я не вижу, что Россия заинтересована в улучшении отношений с Западом»

Со своей стороны, старший научный сотрудник Фонда Свободной России Антон Шеховцов, полагает, что статья чешского еженедельник Respekt, скорее всего, является правдой, так как это издание считается авторитетным. И добавляет: «Чешские спецслужбы известны своей эффективностью и воспринимают кремлевскую угрозу со стороны путинской России достаточно серьезно».

Также эксперт отмечает, что демонтаж в Праге памятника советскому маршалу Ивану Коневу вызвало недовольство среди российской стороны.

«То, что было опубликовано в Respekt в какой-то степени укладывается в те истории, в которые оказались замешаны российские спецслужбы и другие акторы по поводу устранения людей, которые, как считается, представляют какую-то угрозу, или символическую угрозу, для путинского режима», – отмечает Антон Шеховцов, добавив, что использование дипломатических документов явно сигнализирует о причастии российских властей.

По его мнению, то, что российские спецслужбы продолжают достаточно открыто действовать после того, как подобные операции в Европе – отравление экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери в Великобритании в марте 2018 года и убийство бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили в Берлине в августе 2019 года – получили большую публичную огласку, вызывает удивление. Как и то, что подобные операции проходят во время вызванного распространением коронавируса кризиса.

«Казалось бы, сейчас у России есть шанс на фоне пандемии попытаться улучшить взаимоотношения с Западом. Но я не вижу, чтобы это происходило, и что Россия в этом заинтересована», – заключает сотрудник Фонда Свободной России.

  • 16x9 Image

    Валерия Егисман (Valeria Jegisman)

    Журналист «Голоса Америки». До этого работала в международных неправительственных организациях в Вашингтоне и Лондоне, в русскоязычной версии эстонской ежедневной газеты “Postimees” и в качестве пресс-секретаря МВД Эстонии. Интересы - международные отношения, политика, экономика

XS
SM
MD
LG