Линки доступности

«Моя полиция меня бережет!» Или – не очень?


Московская полиция задерживает участников несанкционированного митинга оппозиции. Февраль 2011г.
Московская полиция задерживает участников несанкционированного митинга оппозиции. Февраль 2011г.

Впервые за многие десятилетия россияне вместо Дня милиции отмечают невнятный праздник: День работника органов внутренних дел

28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года было принято постановление вновь образованного Народного Комиссариата Внутренних Дел Советской Республики «О рабочей милиции». Праздник начал отмечаться с 1962 года, после соответствующего Указа Президиума Верховного Совета СССР.

Еще через 18 лет День советской милиции стал считаться официальным праздником. Поэтому с конца октября советские телеканалы наперебой начинали трансляцию популярных сериалов «Рожденная революцией» и «Следствие ведут ЗнаТоКи», а также экранизаций романов Юлиана Семенова «Петровка, 38» и «Огарева, 6». С середины 1990-х эта традиция были прервана, и российские телезрители познакомились с героями американских сериалов, вроде «Полиция Майами. Отдел нравов».

Однако с началом «нулевых годов» ситуация вновь изменилась, и в чести стали герои эпохи «застоя». А после вступления в силу закона «О полиции» от 1 марта 2011 года был установлен новый праздник — День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

В преддверие нового праздника российский Интернет-ресурс «Гайдпарк» обнародовал данные социологического опроса на тему «Доверяете ли вы российской полиции?». Только 2 процента россиян ответили на этот вопрос положительно.

В то же время, на официальном сайте Дмитрия Медведева был опубликован отчет о его встрече с руководством Министерства внутренних дел РФ.

Эксперты отмечают, что «по сути, результатом рядовой встречи стало фактическое признание нескольких пунктов начатой Медведевым два года назад реформы ошибочными и необходимыми к исправлению. В частности, на субъекты Федерации теперь опять возлагается финансовая ответственность за работу подразделений общественной безопасности, а на МВД — забота о нетрезвых гражданах и т.п.»

Медведевская реформа МВД, очевидно, носит формальный характер, полагают многие опрошенные российскими СМИ специалисты. Корреспондент «Голоса Америки» решила провести собственный опрос экспертов.

Может ли «Запорожец» стать «Мерседесом»?

Председатель петербургского отделения партии «Яблоко» Максим Резник неоднократно задерживался омоновцами за участие в митингах протеста. Но не это является его основной претензией к сотрудникам органов внутренний дел. Он считает, что на самом деле никакой реформы МВД в России проведено не было.

«Произошла весьма характерная для временного «престолодержания» Дмитрия Медведева бутафорская вещь: пустое сотрясание воздуха и более ничего. Суть дела от этого нисколько не изменилась, сотрудники полиции по-прежнему коррумпированы и выполняют не функцию не защиты прав граждан, а защиты власти от самих граждан», - уверен Максим Резник.

Правда, винить самих полицейских он не склонен, ибо, по его мнению, полиция – это инструмент власти и срез всего общества. А поскольку в стране ничего не изменилось в сторону либерализации, то придавать значение терминам Максим Резник не склонен.

Один из лидеров движения «Солидарность» Илья Яшин прежде всего поздравил сотрудников МВД с профессиональным праздником. «Я верю, что среди них остались честные люди, которые пришли в правоохранительные органы заниматься своими прямыми обязанностями, а не для того, чтобы заниматься рэкетом или бандитизмом», - подчеркнул Яшин.

Написанный им совместно с Владимиром Миловым проект реформы МВД увидел свет за несколько месяцев до того, как свой вариант выдвинул Дмитрий Медведев.

«И единственное, что было позаимствовано из наших наработок – это переименование милиции в полицию. Конечно, нам это было очень лестно, - смеется Илья Яшин, - но этого совершенно недостаточно! И если бы полиция осталась милицией, но при этом содержательная часть наших предложений была бы учтена, мы были бы рады. А так все выглядит просто смешно!».

По мнению собеседника «Голоса Америки», главной проблемой полиции является механизм так называемой «отрицательной селекции». Люди, которые приходят в МВД, чтобы защищать закон, испытывают большие трудности, и, как правило, их «выдавливают» из правоохранительных органов.

«Остаются же всякого рода евсюковы, психопаты, коррупционеры, и тенденция, конечно же, не в пользу порядочных людей», - считает политик.

При этом Илья Яшин уверен, что многие полицейские заинтересованы в настоящей, а не в декларативной реформе министерства внутренних дел. «Ведь что мы наблюдали в течение этого года? Взяли наш «Запорожец» под названием МВД, поменяли логотип на «Мерседес» и почему-то думаем, что от этого он станет мощнее и комфортнее», - иронично замечает он.

На самом же деле, по словам Яшина, в МВД до сих пор действует «палочная система», то есть сотрудников полиции оценивают по раскрываемости преступлений, что в свою очередь стимулирует приписки. «Преступления зачастую навешивают на ни в чем не повинных людей, для того чтобы улучшить статистику.

Эту практику необходимо менять, а эффективность полицейских нужно оценивать, учитывая оперативную обстановку на подведомственной им территории», - считает эксперт.

И добавляет, что у граждан должны появиться понятные, прозрачные механизмы контроля за деятельностью органов внутренних дел. Кроме того, по мнению Ильи Яшина, было бы целесообразно введение выборов начальников районных отделений полиции.

«Если полицейские будут знать, что размер их зарплаты и срок службы напрямую зависят от выбора граждан, они вели бы себя по-другому», - уверен активист движения «Солидарность».

«Общественные советы при ГУВД – всего лишь декорации»

Вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Игорь Кучеренко 22 года прослужил в органах внутренних дел.

Первым условием успешной реформы МВД он считает повторную переаттестацию всех сотрудников нынешней полиции, которую должен провести новый глава ведомства. В компетентности Рашида Нургалиева в этом отношении полковник милиции в отставке Кучеренко сомневается, ибо тот «находится в плену стереотипов, существовавших на момент его назначения министром».

«Нургалиев достаточно долго находится в кресле министра. У него были возможности что-либо изменить, но он этого не сделал», - отмечает Игорь Кучеренко.

«Теперь же ходят упорные слухи, что переаттестация проходила вовсе не так, как задумывалась – были отставлены на своих местах люди, которых надо было убирать, и, наоборот, были исключены те, кто мог бы стать основой новой полиции», - говорит вице-президент адвокатской коллегии «Санкт-Петербург».

Игорь Кучеренко напоминает, что помимо обновления кадрового состава МВД, одним из важных пунктов реформы была организация общественного контроля. В этой связи эксперт уверен, что Общественные советы при местных управлениях внутренних дел не должны формироваться самим главным полицейским региона.

При этом он ссылается на Указ президента Медведева от 27 мая сего года, где говорится, что в подобные Общественные советы обязательно должны входить представители правозащитных организаций.

«Увы, этого не произошло, - разводит руками адвокат Кучеренко, - в Санкт-Петербурге предложения правозащитных организаций учтены не были, и ни одни правозащитник в Общественный совет при ГУВД не вошел. Насколько мне известно, такая же ситуация сложилась в ряде других регионов, например, в Чувашии, Татарстане и Республике Коми. Правозащитников не допустили в Общественные советы. А это – именно те «щуки», которые не дали бы дремать «карасям». То есть они помогли бы выявлять серьезные недостатки в работе органов внутренних дел, и обращать внимание руководства на эти недостатки».

Зато, продолжает эксперт, в Общественных советах присутствуют знаменитые певцы, дирижеры и другие деятели искусства. «Я ничего не имею против этих уважаемых людей, но у них составлен график занятости на несколько лет вперед.

И, совершенно очевидно, что они предпочтут репетиции или выступления присутствию на заседании Общественного совета при ГУВД, - замечает Игорь Кучеренко. - В результате Общественные советы превращаются в декорации и несут чисто имитационную функцию. А на деле никакой наблюдательной и контрольной деятельностью они не занимаются, и заниматься не будут. Ибо только правозащитные организации могут заниматься надзором за деятельностью органов, где риски нарушения прав человека очень велики».

Деятельность полиции, подытоживает эксперт, находится на грани защиты прав человека от преступных посягательств на эти права и не нарушения прав самого преступника. И этот хрупкий баланс может быть нарушен в любой момент. Именно помощь полицейским со стороны правозащитников помогла бы этот баланс сохранить.

А в условиях закрытости полиции от общества нарушения будут только преумножаться, ведь, как выразился Игорь Кучеренко, «любые показания гораздо проще «выбить», чем получить законным путем. И в этом сегодня – главная проблема на пути настоящего реформирования МВД».

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG