Линки доступности

Закон о митингах утвержден Советом Федерации, но страсти не утихают


Москва, акция протеста.
Москва, акция протеста.

Закон ждет только подписи президента России. Оппозиция хочет обратиться в Конституционный суд РФ

В среду 6 июня Совет Федерации утвердил принятый накануне Госдумой РФ закон, ужесточающий санкции за нарушения на митингах.

Документ поступил в верхнюю палату российского парламента утром после 11 часов обсуждения в Госдуме, где в итоге он был принят во II и III чтениях. 11 часов понадобились для рассмотрения 411 поправок, которые внесли депутаты «Справедливой России» и КПРФ. Так называемая «итальянская забастовка» не помогла, и в ночь со вторника на среду закон был принят большинством голосов.

Против принятия законопроекта в Совете Федерации проголосовал только один сенатор.

Теперь документ должен поступить на подпись президента России. Ожидается, что решение президента РФ будет принято до 12 июня, день, когда намечается очередной массовый митинг оппозиции.

Новые санкции

Поправки к закону о санкциях за нарушения на митингах увеличивают штрафы за нарушения, вводят наказания за организацию фактически несанкционированных массовых акций под видом массового сбора граждан, или «гуляний» (если это приводит к нарушению общественного порядка), предполагают обязательные работы для нарушителей на митингах (новый вид наказания в административном кодексе), запрещают приходить на митинги в масках и многое другое, включая запрет организовывать публичное мероприятие человеку, который более двух раз в течение года был арестован «за нарушения при проведении массовых мероприятий». Это означает, что наиболее активные лидеры оппозиции уже не смогут проводить митинги в этом году.

Максимальные штрафы за нарушения на митингах для граждан составят 300 тысяч рублей. Изначально, этот штраф достигал 1 миллиона рублей. Кроме наказаний и штрафов непосредственно для организаторов, вводят штрафы для участников митингов.

Больше трех не собираться?

Оппозиция восприняла новый закон как ущемление прав свободных граждан. Она намерена подавать жалобы не только в Конституционный суд РФ, но и в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Совет по правам человека (СПЧ) будет просить Владимира Путина наложить вето на этот закон. Президент РФ обещал рассмотреть все обращения к нему, перед тем как подписывать документ.

Тем временем, новыми санкциями заинтересовалась международная общественность. 5 июня Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch - HRW) обратились к парламентариям в России с рекомендацией отклонить поправки в федеральный закон, которые ограничивают свободу мирных собраний в России. Во время третьего чтения закона депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Илья Пономарев указал, что новый закон противоречит «Руководящим принципам по свободе мирных собраний» Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.

Оппозицию больше всего тревожит тот факт, что любое скопление людей можно будет интерпретировать как незаконное. На эту тему уже шутят не только в Интернете, но и в самой Госдуме.

Куда теперь жаловаться?

Глава российского отделения антикоррупционной организации Transparency International Елена Панфилова считает, что за помощью необходимо обращаться в Конституционный суд РФ.

«Невозможно не заметить правовые несоответствия нашему прямому действующему законодательству. Там огромное количество «ляпов», - объяснила Панфилова корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – Это видит любой юрист, каждый, кто воспринимает закон как закон, а не как политическую дубинку. Конституционный суд должен будет с этим разобраться».

Александр Шатилов, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР), считает, что «данный закон… является малоэффективным с точки зрения обеспечения стабильности власти».

В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он объяснил это тем, что, как показывает практика, «организованные демонстранты могут тратить большие суммы, в том числе, и на судебные издержки». «В российской практике такие санкции воспринимаются как карательные, и поэтому общественное мнение будет на стороне оппозиции. Введение финансовых санкций против противника воспринимается как «нечестная игра».

Шатилов уверен, что оппозиция постарается оспорить закон. Но «Суд РФ, скорее всего, признает закон конституционным. Что касается ЕСПЧ, на фоне обострений отношений с Западом, их негативный вердикт может быть просто проигнорирован российскими властями».
XS
SM
MD
LG