Линки доступности

Путин и Ким Чен Ын: «союз стран-изгоев» без оглядки на Китай?


Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын и президент России Владимир Путин на космодроме Восточный. 13 сентября 2023г.
Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын и президент России Владимир Путин на космодроме Восточный. 13 сентября 2023г.

Эксперты в США рассуждают о том, как в Пекине могут относиться к активным контактам Москвы и Пхеньяна

Визит в Россию лидера Северной Кореи Ким Чен Ына длительностью почти в неделю завершился 18 сентября – ровно в тот день, когда в Москву отправился (и тоже на несколько дней) глава МИД Китая Ван И. Любопытно, что китайское руководство никак не комментировало встречу Владимира Путина с Ким Чен Ыном: официальный представитель МИД КНР Мао Нин на прошлой неделе подчеркнуто не желала высказываться об этих переговорах, ограничиваясь фразой: «Визит лидера КНДР в Россию — это договоренность между двумя странами».

Вполне возможно, что Ван И постарается узнать у российского руководства подробности договоренностей между Москвой и Пхеньяном, в частности – договорились ли Путин и Ким Чен Ын о том, что Северная Корея даст России боеприпасы, которые нужны Кремлю для продолжения его войны в Украине. Если такая договоренность имела место, то Китаю есть о чем беспокоиться, считает директор Института Кореи в Университете Джорджа Вашингтона Йонхо Ким (Yonho Kim):

«Отношение Китая ко встрече Путина и Ким Чен Ына может быть двояким: они могут поддерживать договоренности между Москвой и Пхеньяном, потому что это усложнит воплощение стратегии администрации Байдена в международной политике. Но если Северная Корея передаст России большие объемы оружия и боеприпасов, то Китай окажется под большим давлением со стороны, прежде всего, европейских партнеров. Поэтому я думаю, что Китай не стал комментировать контакты Путина и Ким Чен Ына».

При этом руководитель корейских исследований в Университете Джорджа Вашингтона в интервью Русской службе «Голоса Америки» обращает внимание на то, что Китаю также не хотелось бы попасть под серьезное давление в связи с российско-северокорейскими связями:

«Китай на самом деле довольно прохладно отнесся к российской агрессии против Украины, несмотря на близкие отношения с Россией, потому что в Пекине учитывают свои экономические отношения с Европой. Торговые партнеры Китая в Европе Россию осудили, и в Китае это понимают. А у Северной Кореи большой торговый дефицит в торговле с Китаем, и тут Россия – очень подходящий партнер, с которым, судя по всему, возможна бартерная торговля. Но все же 90 процентов внешней торговли КНДР – с Китаем».

Йонхо Ким говорит, что самым тревожным развитием этих контактов стало бы предоставление Россией Северной Корее передовых технологий в сфере межконтинентальных баллистических ракет:

«Пока на сегодняшний день американские эксперты и официальные лица говорят, что несмотря на явное развитие этой сферы в Северной Корее по сравнению с ситуацией 10 лет назад, Пхеньяну еще далеко до полного успеха в ней. Но Россия может помочь Северной Корее преодолеть те препятствия, которые есть у нее на пути к современным МБР, и тогда ситуация станет очень беспокоящей».

«Союз стран-изгоев»

Однако есть множество свидетельств того, что Россия после вторжения в Украину намеренно вызывает опасения у мирового сообщества относительно вменяемости ее внешней политики: некоторые эксперты говорят, что таким образом она хочет добиться того, чтобы Запад оставил попытки повлиять на агрессивную внешнюю политику Москвы как бесполезные.

Эксперт Института Брукингса и экс-директор по России в Совете национальной безопасности США Фиона Хилл (Fiona Hill) в комментарии для «Голоса Америки» подчеркивает, что Путин теперь ведет себя именно так:

«Сам Путин становится день ото дня все более похожим на Ким Чен Ына, используя ядерную тему в обозначении своих позиций. Он намеренно показывает, что он так же безжалостен, как безжалостно руководство страны-изгоя, и у него есть все те же качества. Для самого Ким Чен Ына это все – подтверждение правильности его шагов, когда он решил очертя голову действовать в ядерной и некоторых других сферах, и получил от этого только выгоду. А Путин этой встречей говорит Западу: «Вы, ребята, все время говорите о союзе стран-изгоев – вот, получайте такой союз. Теперь я в одной лодке и с Ираном, и с Северной Кореей».

По мнению Фионы Хилл, Китай в данном случае может быть несколько раздражен российскими шагами в сторону КНДР: «Эта активность между Россией и КНДР заставляет нервничать Китай. В данном случае это не Пекин проявляет поддержку Северной Кореи, а Москва. И это также и сигнал Китаю, что Россия стала игроком в азиатско-тихоокеанском регионе, которого нельзя игнорировать. Раньше, когда Китай и США вели переговоры по вопросам Северной Кореи, Россия оставалась вне этих контактов».

Подобного мнения придерживается и Виктор Ча (Victor Cha), старший вице-президент Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS), о чем он заявил в недавно опубликованном подкасте этой организации:

«Для Китая встреча Путина и Ким Чен Ына представляет сложность: в Китае не хотели бы, чтобы Москва и Пхеньян слишком сблизились. Руководство Китая полагает, что Северная Корея — это в некотором роде их собственность, и они не хотели бы, чтобы кто-либо там предпринимал попытки сближаться.

«Когда Трамп начал только говорить о возможности встречи с Ким Чен Ыном, – продолжает Виктор Ча, – Си Цзиньпин провел с лидером КНДР целых пять встреч. Когда результаты саммита Трампа и Кима оказались провальными, китайский лидер перестал встречаться с Ким Чен Ыном. Теперь, когда лидер КНДР и Путин были показаны вместе в выпусках новостей по всему миру, Си Цзиньпину придется опять увеличивать контакты с Ким Чен Ыном, показывая, что Пекин взаимодействует с Москвой и Пхеньяном».

При этом Виктор Ча, как и Йонхо Ким из Университета Джорджа Вашингтона, полагает, что Китай хотел бы сохранить дистанцию от российской агрессии в Украине:

«Это очень неудобно для Китая, поскольку, я думаю, он не хотел бы иметь репутацию страны, открыто помогающей продлить войну России против Украины. Ведь всегда, когда Северная Корея плохо себя ведет, все обвиняют Китая, напоминая ему, что у него на КНДР наибольшее влияние».

Хочет ли Китай ослабления роли ООН?

Известный американский эксперт по России, экс-глава Центра российских и евроазиатских исследований Джорджтаунского Университета Анджела Стент (Angela Stent) в том же подкасте CSIS подчеркнула, что Владимир Путин подрывает основы международной системы отношений, что может всерьез нервировать Китай:

«Эта встреча Путина и Ким Чен Ына – один из результатов российской войны против Украины, и Путин видит эту встречу как часть установления новой реальности в мире, наступающей с окончанием доминирования Запада, как строительство «пост-западного миропорядка»… Путин и его окружения хотят «пост-западный беспорядок» вместо мирового порядка, они хотят мир без правил, и в этом его подход сильно отличается от китайского. Россия уже нарушила очень много различных документов, включая Хартию ООН, предприняв вторжение в суверенную страну».

По мнению Анджелы Стент, Китай, возможно, и един с Россией и Северной Кореей в желании увидеть США теряющей роль лидера в международных делах, но при этом ООН в целом также теряет возможность на что-то влиять, и Китай как постоянный член Совбеза ООН может быть этим обеспокоен.

Фиона Хилл, в свою очередь, подчеркивает в комментарии для «Голоса Америки», что теперь Москва радикально поменяла свой подход к ядерной проблеме на Корейском полуострове:

«В прошлые годы, как мы помним, Россия продвигала «шестисторонний формат» переговоров по ядерной программе КНДР, и пыталась быть частью решения, а не частью проблемы. Теперь Путин этими переговорами всем говорит: «Вы можете делать какие угодно выводы, а мы будем действовать как хотим».

О том же говорит и Анджела Стент:

«В течение многих лет Россия номинально была участницей шестисторонних переговоров по ядерной программе Северной Кореи, направленных на денуклеаризацию Корейского полуострова – хотя из частных разговоров с русскими было понятно, что для них объединенная и прозападная Корея представляет гораздо большую угрозу, чем обладающий ядерным оружием северокорейский режим. Но теперь Шойгу приезжает туда на празднования, там демонстрируется ядерное оружие, и все аплодируют. Так что очевидно, что российские попытки убедить КНДР отказаться от ее ядерной программы официально прекращены».

«Боеспособная Северная Корея остается нарушителем спокойствия для США»

При этом некоторые комментаторы в американских медиа считают, что Пекин может увидеть для себя больше преимуществ, чем рисков, в развивающейся оси «Москва-Пхеньян», поскольку создаваемые этим партнерством сложности в мире будут отвлекать США от соперничества с Китаем.

«Если Северная Корея действительно готова предоставить боеприпасы России, то Китай мог бы быть рад тому, что это поможет России избежать крупного военного поражения на поле боя в Украине», – говорит Ли Минцзян, доцент кафедры международных отношений в Сингапурском технологическом университете Наньян в интервью телекомпании CNN.

Кроме того, эксперт из Сингапура считает, что «Китай поддержит более боеспособную Северную Корею во многих отношениях – в экономическом и военном – и Северную Корею, которая продолжает служить нарушителем спокойствия для США. А когда Северная Корея станет более напористой, у США и Южной Кореи появится своего рода стимул искать сотрудничества с Китаем, чтобы как-то повлиять на Северную Корею».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

Форум

XS
SM
MD
LG