Линки доступности

Россия и НАТО: непростая дружба


Иван Солтановский
Иван Солтановский

Что сближает и что разделяет Россию и Североатлантический альянс

Наметившееся потепление в отношениях между Москвой и Брюсселем пока не привело к кардинальному сближению позиций России и Альянса. Однако эксперты считают, что накопилось достаточно много позитивных примеров сотрудничества.

Об этом говорили участники конференции, проведенной на базе факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

Афганистан

Один из «круглых столов» назывался «Стабильный Афганистан – общий интерес для России и НАТО». Профессор Восточного факультета СПбГУ Сергей Григорьев хорошо знает эту страну.
Выступая на конференции, он подчеркнул, что в 2001 году Афганистан получил шанс вернуться на путь цивилизованного развития. «Речь пока не идет об экономическом процветании, – до этого еще далеко, – заметил Григорьев, но Афганистан вновь может стать стабильной страной, которая не представляет угрозы для своих соседей».

«Афганцам, бесспорно, есть чему поучиться и у России, и у стран Запада. В свою очередь и нам всем есть чему поучиться у народа этой страны», – заметил профессор Григорьев и добавил, что именно сотрудничество стран НАТО и России дает надежду на урегулирование афганской проблемы.

Разумеется, не все российские участники конференции разделяли сдержанный оптимизм профессора Восточного факультета. Во время прений неоднократно звучал упрек представителям НАТО, что силы коалиции не уничтожают маковые поля в занятых ими афганских провинциях, и тем самым, якобы поощряют распространение наркомании в России.

В ответ, постоянный представитель Литвы в брюссельской штаб-квартире Североатлантического альянса Линас Антанас Линкевичус заметил, что прежде чем приступить к уничтожению маковых полей, нужно научить афганских крестьян выращивать другие культуры.

«Когда я впервые летел в Афганистан, я спросил, а какая у нас с ними разница во времени? И мне ответили – три с половиной часа и триста лет. Ведь в ряде провинций не было ни телефонной связи, ни электричества. И все 28 стран НАТО стремятся сократить это отставание», – подчеркнул Линкевичус.

Линкевичус также высказал пожелание, чтобы сотрудничество НАТО и России было основано не только на общих интересах, но и на схожих ценностях. «И здесь у меня пока нет повода для особого оптимизма, впрочем, как и для полного пессимизма», – заключил постоянный представитель Литвы в НАТО

Ливия

Обсуждение ситуации в Ливии не стало отдельной темой конференции. Однако участники прений неоднократно обращались к ливийской проблеме. Представители России заявляли, что действия Альянса в Ливии далеко выходят за рамки, прописанные в резолюции Совета Безопасности ООН № 1973.

К примеру, заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Иван Солтановский в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» сказал: «Официальная точка зрения нашей страны неоднократно излагалась и президентом Медведевым, и премьер-министром Путиным, и министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Альянс должен действовать строго в рамках резолюции, предусматривающей оружейное эмбарго, создание бесполетной зоны и защиту мирного населения».

Иван Солтановский отметил, что бомбовые удары по объектам инфраструктуры фактически означают участие вооруженных сил стран НАТО в боевых действиях на стороне ливийской оппозиции. Это «не лучшим образом сказывается на репутации Альянса в странах Ближнего Востока и Северной Африки», – заметил российский дипломат.

Директор Информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель отпарировал: «Мы занимаемся выполнением всех положений Резолюции в полном соответствии с ее положениями. Наша ответственность заключается в защите гражданского населения Ливии».

Роберт Пшель напомнил, что во время встречи в Берлине, где обсуждался ливийский кризис, были выслушаны мнения и пожелания не только членов Альянса, но и государств ближневосточного региона. «Там был представлен конкретный список наших условий режиму Каддафи для прекращения использования военных средств», –отметил директор Информбюро НАТО в Москве и добавил, что сегодня полковник Каддафи является самой главной угрозой для гражданского населения Ливии.

Стереотипы

Роберт Пшель также перечислил основные стереотипы в отношении НАТО, бытующие в обыденном создании россиян: «Первое заблуждение состоит в том, что НАТО – «мировой жандарм». Поверьте, у нас нет для этого ни ресурсов, ни желания. Второй миф – что НАТО пытается окружить Россию. Наоборот – Россия нужна нам как партнер. Третье – будто новые члены Альянса стремятся не допустить улучшения отношений с Россией. Но в НАТО все решения принимаются в результате консенсуса, если бы какая-то восточноевропейская страна высказалась против, то мы не смогли бы принять многое из того, что было записано в декларации по итогам саммита в Лиссабоне».

Инструкция

Для того, чтобы у российских участников конференции было объективное представление о целях и задачах НАТО, всем им были розданы отпечатанные на русском языке брошюры под названием «Активное участие, современная оборона. Стратегическая концепция Обороны и Обеспечения Безопасности Членов Организации Североатлантического Договора».

Этот документ был утвержден главами государств и правительств НАТО на лиссабонском саммите. Здесь, в частности, подчеркивается, что «Североатлантический союз всецело верен целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также Вашингтонскому договору, который утверждает основную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности».

О событиях в России читайте в рубрике " Россия"

О событиях в мире читайте в рубрике " В мире"

XS
SM
MD
LG