Линки доступности

Россия: новый закон о госизмене


Под действие закона могут попасть все россияне, так или иначе, контактирующие с иностранцами, считают правозащитники

Верхняя палата российского парламента одобрила спорный законопроект о государственной измене, который вводит уголовную ответственность за передачу секретной информации иностранным неправительственным организациям.

Эксперты, опрошенные Русской службой «Голоса Америки», считают, что под санкции законопроекта в случае его принятия может попасть фактически любой россиянин, контактирующий с иностранцами. Российские правозащитники, в свою очередь, намерены обратиться к президенту Владимиру Путину с просьбой не подписывать законопроект, а также к представителям наднациональных организаций и лидерам зарубежных стран.

Совет Федерации принял это решение на заседании в среду 31 октября. Законопроект в настоящее время направлен Владимиру Путину, который, как ожидается, подпишет его.

Действующее законодательство рассматривает в качестве измены шпионаж или другую помощь иностранному государству, подрывающую внешнюю безопасность России.

Новый законопроект расширяет список объектов, в интересах которых может быть совершена государственная измена – в случае вступления закона в силу к ним будут отнесены и международные организации.

Законопроект более широко трактует и само понятие измены, понимая под ним поддержку действий, направленных против «конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности» России.

На прошлой неделе правозащитная организация Human Rights Watch и глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон выразили обеспокоенность возможными злоупотреблениями предложенным законом.

Москва ответила, что новый закон принимается в целях укрепления безопасности.

Закон о государственной измене был принят Государственной Думой на прошлой неделе подавляющим большинством голосов.

Антинародная пропаганда

Очередным ответом властей на массовые социальные протесты называет принятие законопроекта о государственной измене научный руководитель Института Кеннана в России Эмиль Паин.

«После периода массовых социальных протестов власть собралась силами и нанесла удар по еще не до конца оформленной оппозиции. При этом пока курс взят на самые радикальные российские силы», – рассказал эксперт Русской службе «Голоса Америки», ответив, что не исключает репрессий в ближайшее время в России.

Однако принятые решения, по словам Паина, пока не направлены прямо на рост числа политических заключенных в России — репрессии власти не нужны, но нужна пропаганда.

«Власть пытается бороться с различными выдуманными врагами. И это эффективный пропагандистский ход, который был поддержан широкими массами населения России, – рассказал эксперт. – Но полного воспроизводства ситуации 1937 года повторить невозможно — тогда была социалистическая экономика, а сегодня правящая элита держит свои деньги в иностранных банках».

В случае, если законопроект вступит в силу, то и сам Паин теоретически может попасть под предлагаемые властями санкции.

«Я – человек, который активно контактирует с иностранцами. Современный человек, а особенно человек науки, не может не контактировать с иностранцами, ведь наука интернациональна. Само по себе, это обстоятельство для огромного слоя людей в России печально, – рассказал эксперт. – Власть хочет развития науки, вкладывает деньги в проекты российской “силиконовой долины”, но и создает препятствия для общения — одна рука не знает, что делает другая».

«58 статья УК СССР»

Глава движения «За права человека» Лев Пономарев в четверг 1 ноября вместе с главой Московской Хельсинской группы Людмилой Алексеевой и правозащитником Валерием Борщевым намерены обратиться к Владимиру Путину с просьбой не подписывать законопроект. В случае, если обращение будет игнорировано властями, правозащитники намерены обратиться в наднациональные структуры и к лидерам стран «Большой восьмерки».

«Нужно общественное обсуждение закона, общество также должно мобилизоваться. Мы намерены обратиться в европейские структуры, а также к главам государств Большой восьмерки с вопросом о том, справедливо ли нахождение России в восьмерке демократических государств, когда в стране принимают подобные политические законы», – рассказал Русской службе «Голоса Америки» Лев Пономарев.

По словам правозащитника, принятие этого закона о государственной измене является вызовом не только правозащитникам, но и всему обществу России.

Формально под закон может попасть каждый человек, общающийся с иностранцами. В закон заложены нормы о том, что сведения, передаваемые иностранным организациям, наносят вред безопасности России, а при этом само понятие вреда не уточнено — это является уголовным преступлением с санкциями до 10 лет лишения свободы
Лев Пономарев, правозащитник, глава движения «За права человека»
«Формально под закон может попасть каждый человек, общающийся с иностранцами. В закон заложены нормы о том, что сведения, передаваемые иностранным организациям, наносят вред безопасности России, а при этом само понятие вреда не уточнено — это является уголовным преступлением с санкциями до 10 лет лишения свободы», – рассказал Пономарев.

По мнению Пономарева, принятие закона фактически возвратит Россию в советское время — это политический закон и политические поправки в Уголовный кодекс.

«Все люди, которые попадут под действие этого закона, будут политическими заключенными, как по 58 Уголовного кодекса СССР о противодействии контрреволюционной деятельности. Это рубикон в законодательной деятельности российской Госдумы и Совета федерации», – сказал Пономарев.

Законодательная вакханалия

Правозащитник, глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает, что ее правозащитная деятельность по помощи мигрантам и беженцам в России может оказаться государственной изменой в случае, если закон будет принят. Однако основная цель властей, по ее словам, является разрушение российского гражданского общества.

Фактически любой человек может быть обвинен в нарушении государственной тайны и измены родине. И моя правозащитная деятельность по поддержке беженцев и мигрантов в России, в случае подписания законопроекта президентом, может оказаться изменой родине
Светлана Ганнушкина, правозащитник, глава комитета «Гражданское содействие»
«Фактически любой человек может быть обвинен в нарушении государственной тайны и измены родине. И моя правозащитная деятельность по поддержке беженцев и мигрантов в России, в случае подписания законопроекта президентом, может оказаться изменой родине», – рассказала Светлана Ганнушкина Русской службе «Голоса Америки».

По ее словам, принятие закона о государственной измене — еще один шаг законодательной вакханалии, которая широко развернулась в России в последнее время.

«Эти законы не прошли экспертизы, принципы права в них остаются на стороне, – сказала правозащитник. – Этот закон и законы о митингах, клевете, цензуре в интернете, об иностранных агентах, готовящийся унизительный закон о волонтерах — абсолютно пропагандистские. Цель законов — убедить общество, что некоммерческие организации являются врагами государства и отрабатывают свою деятельность за счет иностранных грантов».
XS
SM
MD
LG