Линки доступности

Россия выбрала свой мобильный путь


В конце 2009 – начале 2010 года в Москве должно начаться активное развертывание сетей 3G, которое уже идет в крупных региональных городах. Таким образом, через несколько месяцев городская Россия будет пользоваться современной связью. Но будет ли современным мобильный рынок? Давайте попробуем сравнить его, например, с американским.

Порядок численности пользователей мобильников и в США и в России примерно одинаков – сотни миллионов абонентов. И там и там основой отрасли являются лишь несколько игроков.

Российский мобильный рынок почти целиком поделен между операторами так называемой «Большой тройки» – МТС (68,3 миллиона абонентов), «Вымпелкомом» (44,3 миллиона) и «Мегафоном» (48,3 миллиона). Это 160 миллионов абонентов – притом, что в России проживает около 140 миллионов человек.

Всего же в России заключено свыше 200 миллионов контрактов на обслуживание. В это число входят контракты при использовании второго телефона или телефона с двумя SIM-картами, а также почти неактивные абоненты (например, звонящие лишь раз в несколько месяцев).

В США вместо «Большой тройки» мобильную связь обеспечивает «Большая пятерка». Она состоит из компаний Verizon (89 миллионов подписчиков), AT&T (81,6 миллиона), Sprint (49,3 миллиона), T-Mobile USA (33,4 миллиона) и TracFone Wireless (13,2 миллиона). Тем самым крупнейшие операторы охватывают 267 из 300 миллионов жителей страны.

Первое, что бросается в глаза при чтении новостей о мобильных рынках двух стран – практически полное отсутствие субсидирования телефонов в России. В США в большинстве случаев телефоны привязаны к оператору и рассматриваются как часть контракта. В России выбор телефона ничем не ограничен.

С одной стороны, российская схема гибче и удобнее для потребителя – по крайней мере, она защищает его от неоправданных расходов, связанных с мобильным контрактом. Но именно из-за нее оператор не может сбросить цену на мобильник, включив ее остаток в расценки тарифа. Пользователь просто купит другую SIM-карту и перейдет на другой тариф.

Эта практика приводит к тому, что в США, где мобильники привязаны к оператору, популярный телефон Apple iPhone оказывается в несколько раз дешевле, чем в России. Некоторые телефоны вообще прилагаются к тарифу бесплатно.

Такой подход позволяет американскому оператору полностью настроить телефон под собственные услуги или даже договориться с производителем о производстве специальной модели телефона. В целом такая схема – следующий шаг в конкуренции операторов, пытающихся добиться лояльности пользователей. В России же брендированных телефонов практически нет.

В России также пока нет услуги MNP, то есть возможности переноса телефонного номера от одного оператора к другому. Если российский абонент захочет сменить оператора, ему придется менять и номер. Это сильно ограничивает его рыночный выбор.

Операторы утверждают, что лишь 2 процента абонентов хотели бы воспользоваться услугами другой компании. Даже если их оценка верна, стоит напомнить, что в абсолютных цифрах речь идет об удобстве нескольких миллионов человек.

Во многих других странах услуга переноса номера давно доступна. США – одна из трех стран мира, где переносить можно не только номера мобильной, но и стационарной связи, что значительно расширяет возможности переподключения. На перенос мобильного номера при этом уходит лишь два часа.

В России MNP планировалось ввести еще в 2006 году. Операторам эта инициатива обошлась бы в сотни миллионов долларов – в результате подвижек в этом направлении не заметно. Кроме того, MNP, по словам чиновников, невозможна без перевода всех АТС на «цифру». Когда этот аргумент приводился в последний раз, считалось, что это произойдет лишь в 2012 году. Налицо отставание на пять, а то и на десять лет.

К сожалению, пока внедрение не только этих практик, но и сетей связи третьего поколения идет не так активно, как можно было бы ожидать. По данным аналитиков J’son & Partners Consulting, в третьем квартале доля продаж телефонов с поддержкой 3G составила всего 13 процентов. Против ожиданий, этот показатель снижается – еще в первом квартале доля 3G-телефонов составляла 18 процентов.

Вероятной причиной является дороговизна таких аппаратов. При готовности тратить на покупку телефона не более 150 долларов, средний российский абонент просто не может позволить себе 3G-мобильник стоимостью около четырехсот. Особенно в финансовый кризис.

Поэтому пока дело ограничивается 3G-модемами, частично решающими проблему широкополосного доступа в регионах. Тоже выход.

XS
SM
MD
LG