Линки доступности

Грузинские оппозиционеры приехали в Москву на открытие памятника


Владимир Путин рядом с одним из проектов аналога Мемориала славы, демонтированного год назад в Кутаиси
Владимир Путин рядом с одним из проектов аналога Мемориала славы, демонтированного год назад в Кутаиси

Лидеры двух оппозиционных партий Грузии примут участие в церемонии открытия памятника «В борьбе против фашизма мы были вместе», которая пройдет 20 декабря на Поклонной горе в Москве.

Как сообщает РИА «Новости», лидер оппозиционного движения «За справедливую Грузию» Зураб Ногадели и лидер оппозиционной партии «Демократическое движение – единая Грузия» Нино Бурджанадзе прибыли в Москву с намерением участвовать в церемонии открытия памятника, который представляет собой аналог Мемориала славы, демонтированного год назад в Кутаиси.

Напомним, что в декабре 2009 года в Кутаиси по указанию городской мэрии частная компания провела взрывные работы с целью демонтажа Мемориала славы, вследствие чего из-за несоблюдения мер безопасности погибло два человека. На месте мемориала планировалось строительство нового здания парламента Грузии. Оппозиция Грузии выразила протест в связи с произошедшим, а МИД России назвал подрыв памятника «актом государственного вандализма».

Тогда премьер-министр РФ Владимир Путин предложил воссоздать разрушенный памятник в Москве. В поздравительном обращении в связи с Днем Победы, опубликованном 8 мая на веб-странице Кремля, президент России Дмитрий Медведев, обращаясь к гражданам Грузии, упомянул кутаисский мемориал и отметил, что «любые потуги разрушить российско-грузинскую дружбу обречены на провал».

«Так же, как будет воссоздан кутаисский мемориал, возродятся добрые, открытые и конструктивные отношения между нашими странами, опирающиеся на незыблемую основу прочных культурных, духовных, исторических связей. Иначе и быть не может!» – заявил тогда российский президент в своем обращении.

Бурджанадзе и Ногаидели также участвовали в церемонии закладки основы мемориала в мае. Помимо грузинских оппозиционных лидеров на церемонии присутствовали премьер РФ Владимир Путин, спикер Государственной Думы Борис Грызлов и тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков.

Как сообщил российским СМИ соавтор проекта московского памятника скульптор Салават Щербаков, вначале планировалось открыть памятник точно в тот день, когда взорвали кутаисский, однако дата сноса памятника в Грузии – 19 декабря – пришлась на воскресенье, и было решено перенести церемонию на 20 число.

Перед отъездом в Москву в интервью грузинскому телеканалу «Маэстро» Нино Бурджанадзе отметила приоритетность вопроса урегулирования отношений с Россией и подвергла критике грузинское руководство за непоследовательность в своих заявлениях по данному вопросу.

«Одним из главных приоритетов для любого грузинского политика является урегулирование отношений с Россией», – сказала Бурджанадзе и добавила, что «власти создают Грузии не меньше угрозы своими совершенно неадекватными и безответственными действиями».

«Я уверена в том, что для Грузии очень важен мирный Кавказ, и только глупый может с одной стороны говорить об улучшении отношений с Россией, а с другой – делать все для того, чтобы вызвать раздражение России», – разъяснила оппозиционерка свою точку зрения.

В то же время эксперты в Тбилиси сомневаются в том, что Ногаидели и Бурджанадзе способны реально содействовать урегулированию грузино-российских отношений. Более того, Гия Хухашвили, председатель правления НПО «Центр общественных проектов», в интервью с «Голосом Америки» назвал решение оппозиционеров участвовать в церемонии открытия памятника на Поклонной горе «ошибкой». Одновременно эксперт считает, что и российское правительство, и власти Грузии, равно как и грузинская оппозиция, ведут «неприглядную игру» в вопросах, связанных с кутаисским памятником.

Хухашвили уверен, что памятник можно было перенести на другое место вместо того, чтобы его взрывать, хотя и реакция российской власти видится эксперту как «не очень искренняя». «Если грузинская сторона допустила явную глупость, взрывая Мемориал славы без того, чтобы подготовить соответствующим образом данное мероприятие, то российская сторона использует это все для политического пиара в противостоянии между Грузией и Россией», – считает политолог.

Что касается Бурджанадзе и Ногаидели, по мнению Хухашвили, они не должны были вовлекать себя в «пиар-игру» российских властей. «Если у нас есть проблемы с грузинской властью из-за их неправильного решения, то это наша внутренняя проблема, и мы должны с ней разбираться на месте, а не принимать участие в этой пиар-игре», – уверен политолог.

«В этой истории неприглядно смотрятся все: и грузинское руководство, и российские власти, и оппозиция. Политическая элита со всех трех сторон предстает в неблаговидном свете», – заключил Хухашвили.

Каха Гоголашвили, директор Центра европейских исследований грузинского Фонда стратегических и международных исследований, в комментарии для «Голоса Америки» выразил сомнение в том, что целью российских властей в данном случае является улучшение грузино-российских отношений. «Это политическая акция, которая преследует целью выставить Путина и Медведева как истинных друзей грузинского народа», – сказал эксперт.

Гоголашвили считает, что, учитывая факт оккупации грузинских территорий, российское руководство вряд ли сможет убедить в своем благосклонном настрое население Грузии. Однако он не исключает, что «для внутреннего потребления» подобный ход российской власти «сможет сработать». «Надо урегулировать фундаментальные проблемы: оккупация грузинских территорий, вопросы агрессивной экономической политики против Грузии и так далее, а такими символическими жестами, я думаю, разбитую тарелку не склеишь», – сказал Гоголашвили.

Комментируя решение грузинского правительства от 2009 года снести памятник в Кутаиси, Гоголашвили отметил, что ошибочно трактовать его как действие, направленное против участников Великой Отечественной войны. По мнению эксперта, президенту Саакашвили просто следовало вести себя «более осторожно и сперва проверить общественное мнение». «Нельзя действовать так грубо, хотя сам памятник для меня лично не представлял никакой художественной ценности», – отметил политолог.

Каха Гоголашвили утверждает, что согласно «всем опросам общественного мнения» Ногаидели и Бурджанадзе имеют «очень низкий» рейтинг и, не имея поддержки в Грузии, «видимо, ищут какие-то политические гарантии извне для существования как политических сил». «Ногаидели и Бурджанадзе решили играть в ту игру, которую планирует Кремль. Они в этом водовороте находятся, начиная с 2008 года», – сказал Гоголашвили. «Примечательно, что они откололись от ведущих оппозиционных партий Грузии по личным, а не по идеологическим причинам, соответственно, у населения нет к ним доверия», – добавил эксперт.

Политолог считает, что Путин старается показать россиянам, насколько добра его воля по отношению Грузии, и ему нужны грузинские оппозиционеры, так как их участие «придает этому связанному с памятником спектаклю завершенный вид». «На самом деле это бутафорные фигуры. Они имеют определенный статус в обществе только потому, что один был премьер-министром, а другая – председателем парламента», – заявил Гоголашвили, говоря о Зурабе Ногаидели и Нино Бурджанадзе.

«В целом, естественно, грузинам и русским надо находить пути для взаимопонимания, но участвовать в сценарии, написанном в Кремле, – неперспективное дело», – сказал эксперт в заключение.

Новости Грузии читайте здесь

XS
SM
MD
LG