Линки доступности

Российская власть: закрученные гайки при неработающем механизме


Владимир Путин в Кемерово. 27 марта 2018г.
Владимир Путин в Кемерово. 27 марта 2018г.

Эксперты говорят об отсутствии у российских управленцев осознания общественного блага и независимости от Кремля в сфере принятия решений

Трагедия, произошедшая вечером 25 марта в Кемерово, когда в охваченном пожаром торговом центре «Зимняя вишня» сгорели заживо, по официальным данным, 64 человека, в числе которых было 40 детей, вызвала в России не только волну горя и сочувствия, но и гнева - по поводу того, как самые разные чиновники вели себя во время и после того, как люди гибли в огне.

Кемеровский губернатор Аман Тулеев - ветеран региональной власти еще с советских времен - рассыпался в благодарностях лично президенту Владимиру Путину и просил прощения у него же. Заодно Тулеев жаловался своему верховному начальнику на оппозиционеров, которые якобы решили использовать человеческое горе для организации протеста.

Как пишет издание The Bell, за время правления Тулеева в шахтерском Кузбассе произошло 13 крупных аварий на шахтах, в которых погибли 440 горняков, но губернатор каждый раз сохранял свою должность.

Москве, как отмечает The Bell, «Тулеев был удобен прежде всего тем, что гарантировал хорошие результаты на выборах»: на всех без исключения президентских и парламентских выборах после 2000 года в Кемеровской области Владимир Путин и «Единая Россия» получали больший результат, чем в среднем по стране.

Сам Владимир Путин никак лично не высказывал своей реакции на произошедшее в течение более чем суток с момента трагедии. Приехав утром вторника в Кемерово, он сосредоточился на распекании чиновников, созвав привычное с советских времен селекторное совещание и обвинив их в подрыве его демографической политики. Встречу с самими родственниками погибших в огне российские агентства назвали «незапланированной».

Различные регионы и отдельные россияне начали объявлять траур по погибшим в Кемерово, не дожидаясь федерального решения о национальном трауре - оно было принято лишь через двое суток после пожара. В самом Кемерово для подавления возможных беспорядков к приезду Путина были стянуты крупные силы спецподразделений полиции и Росгвардии.

Репортажи независимых медиа из столицы Кузбасса показывают, что люди, потерявшие детей в огне, были буквально раздавлены как некомпетентностью и эгоизмом всех, кто был обязан предотвратить трагедию, так и отсутствием какой-либо человеческой ноты в реакции власти на их беду.

При этом на прошедших совсем недавно выборах президента России Владимир Путин, по официальным данным, получил поддержку почти 53 миллионов россиян, к которым он обратился после выборов с благодарностью и призывом рассчитывать на власть, которая будет принимать решения «исключительно в интересах нашей страны, наших граждан, ради наших детей и будущих поколений».

Можно ли ожидать перемен в отношении российского руководства к своим гражданам? Помогут ли в этом перестановки в исполнительной власти, которые, как уже говорят представители Кремля, произойдут после инаугурации Путина на новый президентский срок?

Владимир Рыжков: если сейчас зайти в любой торговый центр, выяснится, что никакие законы там не соблюдаются

Политик Владимир Рыжков, в прошлом - первый заместитель председателя Государственной Думы, говорит в интервью Русской службе «Голоса Америки», что российская власть при всем ее стремлении к контролю за любой несанкционированной активностью практически не способна выполнять свои обязанности.

«Эта ужасная трагедия в Кемерово является показателем не функционирующей власти, - сказал политик. - Госдума заявляет, что будет разрабатывать новые жесткие правила противопожарной безопасности, но даже те правила, которые сегодня есть, которые и так уже являются достаточно жесткими, в случае с этим торговым центром не выполнялись. Схемы эвакуации не было, аварийные выходы были закрыты, кинозалы были закрыты, хотя это - грубейшее нарушение всех действующих норм. Огромный торговый центр был зарегистрирован как малое предприятие - очевидно, что это нарушение закона, но нашлись люди в госорганах, которые закрывали глаза на то, что огромный торговый центр функционирует как малое предприятие».

Владимир Рыжков, в начале своей политической карьеры бывший заместителем руководителя администрации Алтайского края, считает, что из-за пропитавшей российскую власть коррупции о выполнении каких-либо инструкций говорить не приходится: «Существует огромное количество проверяющих служб, но на практике ничего из этого не работает, потому что в реальности работают свойские, клановые, родственные, коррупционные схемы, которые позволяют закрывать глаза на массовые повсеместные нарушения законодательства. Я думаю, что если сейчас зайти любой торговый центр, в любой магазин, в любую школу, любую больницу, выяснится, что никакие законы там не соблюдаются».

Бывший законодатель считает, что безучастность чиновников к судьбе людей, которых они должны обслуживать, в России укоренилась исторически по нескольким причинам: «Первое - не укоренено понятие общего блага. Чиновник и граждане не понимают, что государство должно работать не в частных интересах чиновника. Поэтому пожарник решает свои частные интересы, налоговик - свои, проверяющий - свои, им плевать на то, что могут сгореть дети. Считается, что Россия - соборная, общинная страна, где все заботятся друг о друге, но практика этого не показывает: доминируют шкурные интересы, как у собственников этого торгового центра, чиновников, которые подписывали все бумаги».

«Другие две причины - это отсутствие понятия о верховенстве закона, о том, что закон - это универсальное правило, которое должно беспрекословно выполняться, и отсутствие общественного контроля. Чиновники знают, что с них могут спросить прокуратура и следственный комитет, но никак не их земляки, не народ, который живет в Кемерово. Ситуация, когда люди прорываются к администрации Тулеева через кордоны ОМОНа и плачут, пытаясь докричаться до власти, как раз говорит о том, что у них другого способа, кроме как собраться у крыльца и что-то прокричать, нет. Это было при Салыткове-Щедрине, это остается и сейчас», - говорит Владимир Рыжков.

Глеб Павловский: у Путина нет действующего сильного правительства

Директор Фонда эффективной политики Глеб Павловский в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» о ближайшем будущем российской исполнительной власти отмечает, что фактически эту исполнительную власть нужно создавать: «Надо создать правительство. Все остальное просто не будет работать, если не будет сильного правительства, объединенного какой-то концепцией. Но я не вижу готовности к этому сейчас, особенно после выборов, которые объявляют каким-то триумфом и рекордом, как будто это спортивное состязание. Будет ли это сделано? Я думаю, шансов немного, процентов пятнадцать».

Глеб Павловский говорит, что в ближайшем будущем исполнительная власть России самостоятельнее не станет, как она не стала в годы премьерства Дмитрия Медведева: «Медведев поставил себя так и был поставлен в такие условия, что не мог самостоятельно формировать ни кабинет министров, ни управлять им как полноценный премьер. Я сомневаюсь, что он смог бы действительно создать сильное правительство, поскольку он уже привык быть помыкаем, привык управлять по телефону».

Эксперт допускает, что Медведев будет оставлен в качестве премьера и после инаугурации: «Будет ли найден премьер сейчас? Думаю, что - нет, думаю, что президент возьмет тайм-аут, не знаю на сколько - на год, на два, - и будет думать и создавать в течение этого времени какие-то симулякры, какие-нибудь группы и комитеты при правительстве, советы по развитию и тому подобные вещи».

Политолог напоминает, что Путин недавно сказал о своем желании заняться внутренним развитием страны: «Я целиком за то, чтобы он действительно этим занялся, но тогда нужен блок управления, которого у него сейчас нет. И у него возникает естественная и независимая от него политическая проблема: как быть с тем, что новый премьер немедленно будет восприниматься в качестве преемника? Во-первых, он будет так восприниматься окружением Путина, которое будет его подрывать, несомненно. А, с другой стороны, он будет вызывать выдвижение других, потому что идет новое поколение руководителей. Там не один кандидат в преемники: их много».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG