Линки доступности

Россия и Казахстан – дружба на урановой основе


Президент России Дмитрий Медведев во вторник прибыл с рабочим визитом в Казахстан, где принял участие в седьмом российско-казахстанском Форуме межрегионального сотрудничества, посвященном развитию связей в сфере высоких технологий. Медведев также обсудил с лидером страны Нурсултаном Назарбаевым расширение взаимодействия в сфере экономики, космоса и энергетики, в том числе – атомной. Перед началом Форума главы государств посетили российско-казахстанскую выставку инновационных технологий.

Это уже восьмая по счету встреча президентов двух стран в текущем году, что, по словам помощника президента РФ Сергея Приходько, говорит о большом значении, которое Россия и Казахстан придают дальнейшему углублению и развитию взаимовыгодного сотрудничества в различных областях.

«Что касается атомной сферы, то в этом направлении акцент будет сделан на тесную кооперацию с Казахстаном в области добычи, обогащения урана и взаимодействия на рынках третьих стран», – заявил Приходько.

Москва также рассчитывает на взаимодействие с Казахстаном в совместном проектировании атомной станции с реакторной установкой средней мощности ВБЭР-300.
Казахстан, по информации, исходящей от премьер-министра страны Карима Масимова, рассматривает также возможность приобретения акций одного из ураноперерабатывающих предприятий, входящих в состав Росатома.

«Такую возможность мы обсудим с главой Росатома Сергеем Кириенко во вторник. Переговоры находятся на финальной стадии», – отметил Масимов.

Глава Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов в интервью Русской службе «Голоса Америки» подчеркнул, что Казахстан обладает огромными запасами урана и весьма заинтересован в развитии атомной энергетики.

Эксперт при этом отметил, что технологически страна не вполне подготовлена к тому, чтобы самостоятельно осваивать собственные ресурсы. Россия же, по мнению Алексея Власова, стремится замкнуть на себя – через создание совместных предприятий и иные формы двустороннего сотрудничества – производственный цикл по мирному атому.

Алексей Власов считает, что после смены руководства в Казатомпроме в связи с известным делом Джакишева (экс-главу ведомства Мухтара Джакишева приговорили к 14 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима за хищение государственных средств – В.В.) ситуация заметно изменилась.

«России удается все более активно продавливать выгодную для Москвы стратегию взаимодействия по атому, – говорит он. – Так что, Казахстан – это ресурсная база, а Россия, прежде всего, технологии».

Власов полагает, что заинтересованность в будущих совместных российско-казахских проектах проявят страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР).

«Безусловно, интерес к программам возможен и у ряда стран Евросоюза. Но все-таки АТР для российской и казахской экономик, причем не только в атомной сфере, будет основным приоритетом в ближайшие 10-15 лет», – подчеркивает Власов.

Директор Центра энергетики и безопасности, главный редактор журнала «Ядерный клуб» Антон Хлопков уверен, что у России и Казахстана есть целый ряд проектов и направлений в области атомной энергетики, которые можно было бы развивать.

«Один из крупнейших пластов здесь – сотрудничество в области добычи урана в Казахстане и дальнейшего его использования на территории Российской Федерации в энергетических реакторах, возможности обогащения урана на российских мощностях, – говорит он, – и здесь уже определенная работа ведется».

Казахстан, отметил Антон Хлопков, заинтересован в строительстве атомных электростанций средней мощности.

«Здесь опять же есть совместные наработки, – подчеркнул он, – взять хотя бы уникальный реактор ВПБР-300. Мы могли бы сотрудничать не только в строительстве, но и в разработке новых типов реакторов».

Помимо этого, рассуждает эксперт, Казахстан желает использовать российские мощности в области ядерного топливного цикла, а Россия уже использует некоторые казахские мощности в интересах развития атомной энергетики.

«Пересечения здесь достаточно масштабные, – замечает Хлопков. – Другое дело, что многие проекты до недавнего времени развивались от случая к случаю, не было системной работы в целом по атомной энергетике». Хлопков выразил надежду, что теперь взаимодействие в этой области кардинально улучшится.

Разработку урановых родников, на взгляд специалиста, МАГАТЭ не рассматривает как угрозу режиму распространения.

«Скорее, международное агентство может играть заметную роль в реализации проектов по строительству атомных электростанций, – сказал он. – Казахстан – член договора о нераспространении ядерного оружия и обязан поставить всю свою мирную ядерную деятельность под гарантии МАГАТЭ».

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко утверждает, что атомная энергетика сейчас – единственная альтернатива нефти и газу.

«Российское руководство осознает это в полной мере, поэтому стремится занять как можно более прочные позиции на разных направлениях, – считает Войко. – На Востоке – это Турция и Иран. В Центральной Азии Россия активно устанавливает контакты с традиционными энергопоставщиками углеводородов, каковым, в частности, является и Казахстан».

По мнению Евгении Войко, Москва развивает свое сотрудничество с Астаной по линии атомной энергетики для того, чтобы закрепиться на этом рынке, с одной стороны, а с другой – чтобы не дать проникнуть на этот рынок другим игрокам, прежде всего, из стран запада. Эксперт имеет ввиду Евросоюз и отчасти – США.

«Для России крайне важно в русле этой тенденции сохранить свои доминирующие позиции и тем самым обеспечить себе лояльность не только экономических, но и политических элит Казахстана», – подчеркивает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры.

XS
SM
MD
LG