Линки доступности

Избитый журналист: «Капитан полиции скомандовал: “Головой его, головой...”»


Москва, аресты 5 марта 2012
Москва, аресты 5 марта 2012

Павел Никулин рассчитывает, что виновных накажут по закону

Пострадавший от действий полиции во время освещения митинга 5 марта на Лубянке журналист газеты «Московские новости» Павел Никулин обратился с заявлением в Следственный комитет России (СКР) с просьбой провести проверку фактов превышения сотрудниками полиции должностных полномочий и причинения ему телесных повреждений. Об этом сообщила в воскресенье 11 марта Межрегиональная правозащитная Ассоциация «Агора», представляющая интересы репортера.

Избиение без спецсредств

В соответствии с представленной юристами «Агоры» информацией, Никулин по редакционному заданию освещал 5 марта акции протеста, которые проходили в центре Москвы. Вечером он находился у входа на станцию метро «Лубянка», откуда периодически сообщал в редакцию о задержании граждан и действиях сотрудников полиции. Рядом вели репортажи с места событий журналисты РИА Новости, «Коммерсанта», интернет-изданий Газета.Ru, Ридус и Каспаров.Ru, которые стали свидетелями задержания коллеги.

Напомним, на следующий день после выборов президента России в Москве прошли сразу несколько акций протеста. В результате около 250 человек были задержаны и доставлены в отделения полиции. Владимир Путин оценил действия представителей органов правопорядка как профессиональные и корректные. «Очень профессионально (работали). Никого не били, спецсредств не применяли», – заявил он по центральному российскому телевидению, отвечая на вопросы журналистов.

Павел Никулин рассказал, как развивались события в тот день. К нему неожиданно подошел сотрудник полиции и без объяснения причин схватил его за руку. Журналист попытался объяснить, что выполняет здесь свои профессиональные обязанности. Но, несмотря на это, подоспевшие подхватили его за руки, за ноги и потащили к служебному ПАЗу.

«Когда меня дотащили до служебного автобуса, в котором находились ранее задержанные, капитан полиции Илья Телешев скомандовал сотрудникам полиции, которые меня держали: «Головой его, головой...». После чего державшие меня полицейские ударили меня головой о ступеньки автобуса», – свидетельствует репортер.

Он снова стал кричать, что журналист, достал паспорт и удостоверение журналиста, но полицейские не стали смотреть документы.

«Вместо этого они скрутили мне руки за спину. Я почувствовал физическую боль. В это время капитан полиции Телешев схватил мою голову и так сильно прижал ее к моей груди, что я стал задыхаться. Через некоторое время Телешев отпустил голову и отобрал мои документы, после чего скомандовал: “Закидывайте”, и меня бросили в отделение в автобусе для задержанных, из-за чего я ушиб ногу», – утверждает Никулин.

У него была также аккредитация, которую ГУВД Москвы выдало редакции «Московские новости» (так называемая «Карточка безопасности»). Он передал ее полиции и больше не видел.

Никулин считает, что капитан Телешев должен понести ответственность за свои действия.

«Заявление составлено подробно, там указаны все свидетели, приложены фотографии. Для меня будет сюрпризом, если дело не возбудят», – резюмировал он.

По словам Никулина, его обвиняют в том, что он участвовал в митинге на Лубянке и выкрикивал лозунги против действующей власти. Однако сам журналист настаивает, что не был участником акции, а лишь освещал мероприятие, выполняя задание редакции.

Замнут или не замнут?

Как выяснил корреспондент Русской службы «Голоса Америки», далеко не все российские журналисты разделяют оптимизм пострадавшего коллеги по поводу перспектив расследования его дела. Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести, известный телеведущий Николай Сванидзе затруднился в данном случае дать прогноз.

«Все зависит от того, как проявит себя главный редактор, какие разновекторные воздействия будут оказаны на СКР, какая установка будет сверху. Сейчас ситуация настолько непонятная, не устоявшаяся, что твердо никто ни в чем не может быть уверен», – сказал он.

Ему кажется, что журналисты в значительной степени случайно попадают полиции под горячую руку.

«Просто не было специальной установки, чтобы их не трогать. Специальной установки их трогать тоже не было», – заключил он.

Главный редактор ежедневной интернет-газеты Грани.Ру Владимир Корсунский заметил, что в России такие дела обычно стараются замять.

«Скорее всего, и теперь замнут, – считает он. –Тем более, что ОМОНовцев, которые участвуют в этих мероприятиях, нередко привозят в Москву из других мест. Например, митинг 10 марта обслуживали ОМОНовцы из Северной Осетии. Их, наверное, несколько тысяч на автобусах привезли».

Корсунский считает, что при Путине журналистов начали трогать все больше.

«Особенно после того как некоторые главные редакторы согласились заключить некий договор с правоохранительными органами и стали выдавать (своим сотрудникам) специальные аккредитации для работы на митингах. Этот договор развязал руки милиции, потому что разрешил бить тех, у кого аккредитации нет. У журналиста ведь такая работа – ему нужно собирать информацию на митингах, деваться некуда. Если считать, что без специальной аккредитации на мероприятии, проходящем в общественном месте, можно бить не аккредитованного журналиста, то когда-либо случится, что изобьют и обладателя аккредитации. Это и произошло», – подчеркнул он.

С его точки зрения, в России есть закон, но он не работает. Законы мы принимаем, а живем «по понятиям», отметил Корсунский.

По мнению главного редактора журнала Московского центра Карнеги «Pro et Contra» Марии Липман, это далеко не единичный случай избиения российских журналистов на массовых мероприятиях.

«Многие жаловались, что, несмотря на то, что они предоставляют журналистские удостоверения, с ними обходятся так, как если бы они были участниками митинга. Да, это ненормально. Это, как мне представляется, превышение полномочий со стороны полиции. Потому что противоречит правам журналиста и тем условиям работы, которые органы власти должным им обеспечивать», – констатировала она.

Но еще гораздо более ненормальным ей видится то, что журналистов в России продолжают безнаказанно убивать.

Ранее главные редакторы РИА «Новости» Светлана Миронюк и газеты «Московские новости» Владимир Гуревич направили начальнику ГУМВД Москвы Владимиру Колокольцеву письмо с просьбой разобраться в этом инциденте. Реакция представителей столичных органов правопорядка до сих пор неизвестна.

XS
SM
MD
LG