Линки доступности

Нескончаемые перемены российского прошлого


Последние известия часто называют «черновиком истории». В России эту формулировку переставили с ног на голову: история здесь нередко предстает в виде последних известий. В нынешнем году, отмечая серию исторических годовщин, Кремль распорядился прославлять прошлое страны, угрожая уголовным преследованием тем, что осмелится оспаривать официальную трактовку.

В 2009 году исполнилось 300 лет победы русских над шведами в Полтавской битве, утвердившей державный статус России в Северной Европе. Другой памятной датой стало 70-летие подписания позорного пакта Молотова-Риббентропа, тайно разделившего Европу на сферы влияния гитлеровской Германии и Советского Союза; две недели спустя началась Вторая мировая война. 20 лет назад рухнула Берлинская стена, воздвигнутая в сердце Европы с согласия Кремля.

Каждое из перечисленных событий оставило глубокий след в судьбах соседей России. После Полтавы украинцы стали частью населения Российской империи. Пакт Молотова-Риббентропа привел к советской аннексии стран Балтии. А Берлинская стена замкнула государства Восточной Европы в советском лагере.

В июне этого года на симпозиуме в Москве, посвященном Полтавской битве, многие российские историки утверждали, что их страна освободила Украину от шведов. Оценивая итоги Второй мировой войны, Кремль настаивает на том, что советские войска освободили Балтию и Восточную Европу от фашистской тирании.

Эстонский историк Меэлис Маритуу в интервью «Голосу Америки» сказал, что согласен с такой оценкой – с одной оговоркой:

«Эстонцы и многие другие говорят, что после освобождения от немецкой оккупации советская армия словно забыла уйти из Эстонии. За освобождением государства от чужой власти должны были последовать выборы или восстановление законной власти, отмененной в 1940 году, когда в Эстонию пришла первая советская оккупация».

Маритуу работает в Таллиннском Музее оккупации, в экспозиции которого действия фашистских и советских властей приравнены друг к другу. Однако попытки уравнять нацистскую Германию и СССР вызывают активный протест Кремля. В Госдуму РФ внесен законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за отрицание советской победы во Второй мировой войне. Иностранцам, признанным виновным в этом, будет отказано во въезде в Россию.

В мае президент Дмитрий Медведев объявил о создании правительственной комиссии по предупреждению фальсификаций истории, наносящих вред интересам России:

«Мы стали чаще сталкиваться с тем, что называется историческими фальсификациями. Причем, – и, наверно, многие из вас это заметили, – такие попытки становятся все более жесткими, злыми, агрессивными».

Украинский историк Сергей Стельмах из Киевского университета им. Шевченко объясняет политизацию истории в России целым рядом факторов. В частности, советские ветераны войны бурно протестуют против негативного изображения событий, участниками которых они были. Кремль же созданием комиссии исторической правды преследует свои интересы:

«По существу, речь идет о примере определенной цензуры – представить исключительно одну точку зрения, выгодную в данный момент правительству для легитимности режима. К великому сожалению, большинство стран постсоветского пространства, в том числе Россия и Украина, сохраняют советскую практику финансирования государством науки, и совсем немного научных проектов получают средства от независимых фондов».

В кремлевскую комиссию по истории включены сотрудники служб безопасности и разведки, а также депутаты парламента. Подобный состав должен послужить сигналом тревоги всему историческому сообществу, говорит Меэлис Маритуу:

«Надо четко демаркировать границу, отделяющую историю как науку – от политики. В таком составе комиссия будет заниматься политикой и использанием исторических фактов и событий в политических целях».

Особое раздражение в Москве вызывают попытки Украины отдать дань уважения ветеранам, сражавшимся против советских и фашистских войск после того, как поначалу они ошибочно восприняли немцев как освободителей. Президент Украины Виктор Ющенко называет этих людей воинами свободы, а президент России Дмитрий Медведев – фашистскими пособниками.

Нескончаемые споры вызывает фигура Сталина, истребившего миллионы своих сограждан в ходе кровавых чисток. Ющенко безоговорочно осуждает Сталина. Премьер-министр РФ Владимир Путин, признавая сталинские преступления, недавно заявил, что деятельность советского диктатора следует рассматривать в исторической перспективе:

«Мы выиграли Великую Отечественную войну, и кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута. Даже, если мы будем возвращаться к потерям… Знаете, никто не может сейчас бросить камень в тех, кто организовывал и стоял во главе этой победы. Потому что, если бы мы проиграли эту войну, последствия для нашей страны были бы гораздо более катастрофическими».

Однако многие нерусские народы не считают СССР своей страной. В Украине, Грузии и Латвии созданы музеи оккупации, аналогичные эстонскому. Стельмах добавляет, что бывшие советские республики пишут собственную историю, и это многих в России приводит в смятение:

«Если взглянуть на учебники, которые издаются у нас, в Прибалтике и в других бывших республиках, то, как правило, там сквозит намерение дистанцироваться от российской истории, особенно – в том, что касается своей национальной истории».

Историки жалуются на то, что российские власти ужесточили доступ к архивам, могущих пролить свет на советское прошлое. Одновременно МИД РФ время от времени публикует документы, призванные подкрепить кремлевскую версию событий. Но противоположные взгляды все чаще звучат в среде российских историков.

В недавно выпущенный том истории России ХХ века, написанный группой из 45 ученых под редакцией профессора Андрея Зубова, включен следующий красноречивый абзац:

«История России ХХ в., особенно история 35-летия с 1917 по 1952 гг., предельно трагична, и изучать ее – мучительно больно. Поэтому многие ничего не хотят о ней знать. Но если потомки не будут сопереживать своим предкам – то муки предков окажутся напрасными. Сопереживание нужно для исторического единства нации. Единство нельзя строить на лакированных мифах – мифы все равно распадутся. Единство можно строить лишь на поиске истины».

XS
SM
MD
LG