Линки доступности

Дагестан-Грузия – Транзит


Похороны шейха Накшбандийского и Шазилийского тарикатов Саида-афенди аль-Чиркави. Чиркей, Дагестан.
Похороны шейха Накшбандийского и Шазилийского тарикатов Саида-афенди аль-Чиркави. Чиркей, Дагестан.

Убийства в Дагестане, бой в Грузии – 28 жертв за сутки

На Кавказе произошло несколько громких событий: расстрел группы российских пограничников и убийство суфийского шейха в Дагестане; а также бой с группой боевиков в Грузии. В результате, за сутки погибли, по меньшей мере, 28 человек.

Три события вторника

МВД Грузии сообщило о спецоперации, которая началась накануне во вторник. На границе с Дагестаном группа из 15 вооруженных людей захватила заложников в грузинском селе Лапанкури. МВД объявило, что заложники освобождены, в ходе операции погибли два грузинских спецназовца и военный врач. Убиты 11 участников группы, которых МВД называет «диверсантами». Сообщается, что еще несколько участников группы продолжают сопротивление.

ФСБ РФ опровергла сообщение Тбилиси о том, что эти вооруженные люди проникли в Грузию через российскую границу. В комментарии РИА «Новости» представитель ФСБ Вадим Шибаев назвал заявление МВД Грузии «провокационным».

Интернет-портал Civil Georgia цитирует слова президента Грузии Михаила Саакашвили: «Мы, грузинское государство, не допустим, чтобы существующие на территории нашего соседа беспорядки, нестабильность, насилие в какой-либо форме перекинулись и создали угрозу мирным гражданам Грузии, мирному функционированию и развитию нашей страны».

Одновременно с событиями на грузинской стороне Кавказского хребта на его российской стороне – в Дагестане произошли два события. Первое – загадочный расстрел пограничников: 7 военнослужащих были убиты их сослуживцем, как утверждается в официальных заявлениях – местным контрактником, «завербованным ваххабитами». Официальная версия события менялась, по крайней мере, три раза, в том числе – о количестве жертв, о личности, статусе и мотивах действий нападавшего.

Эта новость была на время вытеснена из новостных лет сообщением о гибели самого известного современного ученого суфия на Кавказе — шейха Накшбандийского и Шазилийского тарикатов Саида-афенди аль-Чиркави, более известного как Саид Чиркейский.

Взрыв в доме ученого-суфия, унесший жизни шести человек, включая самого Саида Чиркейского и смертницу, которую дагестанские спецслужбы опознали, как салафитку и активную участницу вооруженного подполья Аминат Сапрыкину. Причем, на официальном сайте Саида Чиркейского об убитом шейхе в некрологе пишут так же, как и о его убийце на сайте кавказских исламистов: «ушел/а шахидом/кой».

История с географией

На карте Кавказа места этих событий составляют треугольник – от северной границы и побережья Каспийского моря через центр Дагестана и на юг через Кавказский хребет. Лезгинское село Белиджи в 10 километрах от границы с Азербайджаном – место расстрела пограничников; аварское село Чиркей в центральном Дагестане – место убийства шейха-суфия; и село Лапанкури на грузино-российской границе – место боя с боевиками.

У этих дагестанских сел уникальная роль в истории сепаратизма и ислама на Кавказе. К примеру, село Белиджи на протяжении нескольких веков считалось центром лезгинского сепаратизма. В 18 веке в Белиджи началась волна антииранских восстаний лезгин, в результате которого возникло независимое лезгинское ханство Ширвана, включавшее, в том числе, и часть территории современного Азербайджана, где лезгины и сегодня остаются вторым по численности этносом после азербайджанцев. В 1930-е годы лезгины восстали против советской власти под предводительством Магомеда Эфенди Шатульского – восстание было жестоко подавлено. В период распада СССР лезгины предприняли неудачную попытку создания независимой республики Лезгистан. Появление именно в этом селе «контрактника», расстреливающего своих российских сослуживцев в историческом контексте может восприниматься, скорее как закономерность, чем случайность.

Родовое село шейха Саида-афенди аль-Чиркави – Чиркей – считается одним из древнейших в Дагестане. История сопротивления аварцев различным завоевателям исчисляется веками, как и история ислама в Чиркее. К примеру, в 19 веке во время восстания Шамиля, Чиркей входил в состав созданного им имамата. Показательно, что с приходом царских войск Чиркей опустел – все жители покинули село, не желая покориться России. Село было воссоздано в 1864 году с разрешения царской администрации.

Исламский акцент вторничного взрыва в Чиркее 21 века также обоснован: село давно стало центром кавказского суфизма и мюридизма, благодаря влиянию Саида-афенди аль-Чиркави. Дополнительный аспект атаке на влиятельного ученого придает его участие в примирении суфиев – «тарикатистов» с «умеренными» салафитами. Именно Саид Чиркейский заключил мирный договор с лидерами салафитского общества «Ахлю-сунна-ва-Джамаа», который, как надеются в республике, может положить конец многолетней вражде радикалов, считающих суфиев сектантами, и объявивших убийства суфиев дозволенным для сторонников «чистого» ислама. Жертвами этого противостояния стали несколько десятков мусульманских священнослужителей в Дагестане и других республиках Кавказа. Последним проявлением этой тактики воинствующих салафитов некоторые аналитики считают и недавнее убийство муфтия Татарстана.

Версии

Были эти события синхронизированы или связаны между собой? Официальных заявлений или предположений о возможной связи между событиями в Дагестане и Грузии нет. Однако не исключено, что во всех трех случаях действовало северокавказское салафитское подполье. Особенно с учетом того, что у дагестанского «джамаата» появился новый амир.

Эксперты и блогеры выдвигают свои версии о заказчиках, их целях и мотивах, основанные или на анализе или на предположениях – что вполне объяснимо: по гибели пограничников распространение информации максимально ограничено; дело о взрыве в Чиркее, судя по всему, практически раскрыто, но здесь существует проблема доверия к официальной версии; о бое в Грузии также известно очень мало.

В ближайшее время «Голос Америки» опубликует материал на эту тему с комментариями американских, грузинских и российских экспертов.
  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG