Линки доступности

Президент Грузии заявил, что готов вести переговоры с Россией


29 июня на расширенном заседании Совета национальной безопасности президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о готовности вести переговоры с Россией.

«Хочу подтвердить свою полную готовность, без всяких предварительных условий, вести широкомасштабный диалог с Россией по нормализации (отношений – Н.Ч.). Нормализация предусматривает возвращение в свои дома до 500 тыс грузинских беженцев», отметил президент. Он добавил, что говоря о «грузинских беженцах», помимо этнических грузин, он подразумевает абхазов, армян, евреев, греков, украинцев, эстонцев и представителей других национальностей, которые были вынуждены уехать из Абхазии и Южной Осетии.

«У нас нет никакого интереса в конфронтации с Россией. Мы готовы вести диалог... Мы признаем их как партнеров в переговорах. Хотим вести с ними любые переговоры с учетом того, что Грузия должна быть признана как единая, суверенная, независимая страна, которая хочет быть их партнером», – добавил Саакашвили.

Напомним, что представители российской власти неоднократно заявляли, что не будут вести переговоры с нынешним руководством Грузии.

Комментируя выступление Саакашвили, Александр Рондели, руководитель Грузинского фонда стратегических и международных исследований, отметил, что Саакашвили зафиксировал позицию Грузии по отношению к России. «В частности, президент дал понять, что у Грузии и России не было бы никаких проблем в отношениях, если бы Россия не оккупировала грузинские территории». Рондели считает, что заявление президента имеет декларативный, но в то же время, довольно важный характер, так как у многих в мировом сообществе остается впечатление, что Тбилиси выступает против налаживания отношений с Москвой.
«Надо напоминать, что это не так», ¬–отметил Александр Рондели.
Малхаз Мацаберидзе, директор Института политологии Тбилисского государственного университета считает, что своим заявлением президент Саакашвили дал понять, что заинтересован в налаживании отношений с Россией и как лидер страны, и как политик, которого представители российского руководства неоднократно называли неприемлемым партнером. «Я думаю, Саакашвили готов начать диалог несмотря на оккупацию, – сказал Мацаберидзе, – Есть ряд нерешенных проблем: экономические связи, восстановление коммуникаций между Грузией и Россией, торговля, возвращение беженцев… Если Россия проявит желание, можно урегулировать широкий спектр вопросов».

На том же заседании Михаил Саакашвили также подчеркнул важность того, что во время недавней встречи президентов США и России, Белый Дом употребил термин «оккупированные территории» по отношению к Абхазии и Южной Осетии. Это, по словам президента, создает «абсолютно новую реальность».

«Очень важное произошло на саммите России и США, когда в официальных заявлениях (был использован термин «оккупация» – Н. Ч.). Раньше это говорилось на неофициальном уровне официальными лицами, но не было зафиксировано в официальных документах, если не считать доклад о правах человека Госдепартамента. В первый раз на уровне президента зафиксирован термин «незаконно оккупированные территории Грузии», – заявил Саакашвили.

Александр Рондели считает, что упоминание термина «оккупация» президентом США, представляет крайне негативную оценку действий России по отношению к Грузии. «Мы имеем дело с качественным изменением. Раньше, говоря о действиях России в Грузии, представители американской власти употребляли слово «агрессия», сейчас в употреблении термин «оккупация», – отметил Рондели.

Рондели считает, что подобное осуждение в какой–то мере влияет на Россию. «Никто не хочет быть объектом критики. Российское руководство постарается смягчить ситуацию, – сказал политолог, – Не стоит ожидать, что Россия освободит территорию Грузии из–за критики со стороны США. Но это качественно меняет подход Соединенных Штатов к проблеме», – заявил Рондели.

Малхаз Мацаберидзе считает, что употребление термина «оккупация» Белым Домом приведет к тому, что схожая терминология появится и в риторике других государств. «Россия не хочет считаться страной-оккупантом, от этого значительно страдает ее имидж, – отметил Мацаберидзе, – Кроме того, данная терминология создает определенный дискомфорт для российских властей. Им придется объяснить хотя бы самим россиянам, почему их признают оккупантами, когда согласно версии Кремля, российские войска находятся на территории отколовшихся регионов Грузии в качестве освободителей».

На заседании Совета национальной безопасности Грузии президент Саакашвили заверил, что его правительство приложит все усилия, чтоб данная формулировка вошла бы в употребление и в странах Европейского Союза.

XS
SM
MD
LG