Линки доступности

Российско-грузинская война: год спустя


Большинство аналитиков согласны с тем, что прошлогодняя пятидневная война между Россией и Грузией была вызвана попытками Тбилиси восстановить контроль над Цхинвали путем отправки войск в столицу отколовшегося от Грузии региона Южной Осетии.

Эксперт по Грузии из Университета Чикаго Рональд Суни считает, что решение президента Грузии Михаила Саакашвили атаковать Цхинвали было огромной ошибкой: «Большинство аналитиков, которые внимательно изучают хронологию событий, понимают, что решение Саакашвили бомбить Цхинвали привело к эскалации и без того напряженной ситуации. Он, по сути, начал артиллерийский обстрел одного из городов в своей стране. Такое редко случается, хотя, конечно, российское правительство совершало подобные же действия в Грозном.

Оксана Антоненко, эксперт по кавказскому региону в Международном институте стратегических исследований в Лондоне, считает, что президент Саакашвили действовал импульсивно, даже если он и реагировал на провокации России: «Даже если мы согласимся с тем, что он поддался на провокацию, тем не менее, он допустил огромную ошибку, что сейчас признается большинством стран-членов мирового сообщества. Я говорю о военных действиях против мирных граждан Южной Осетии».

Действия Саакашвили вызвали немедленный ответ России, которая держала военные подразделения в регионе. Москва отправила дополнительный военный контингент, танки и бронетранспортеры на территорию Грузии.

Однако Маршалл Голдман из Гарвардского университета считает, что ответ Москвы был непропорционально мощным. «Россия – не маленькая страна. Грузия, наоборот, страна маленькая, как и ее армия. Когда Россия вмешалась в ход событий, это было крупномасштабным вмешательством. Россия не считает, что вела себя неправильно, однако такого мнения придерживается большинство независимых наблюдателей», - заявил Голдман.

Грузинская армия не могла оказать сопротивления российским войскам. Она очень быстро потерпела поражение. Обе стороны согласились на прекращение огня на условиях, предложенных Францией.

Многие эксперты считают, что конфликт был неизбежен. Они утверждают, что Москва хотела наказать Саакашвили за его прозападную политику. Кроме того, между Россией и Грузией росла напряженность в связи с отколовшимися от Грузии регионами ¬– Южной Осетией и Абхазией. Оба региона объявили независимость от Грузии в середине 90-х годов. С тех пор Россия укрепляла с ними экономические, торговые и политические связи.

Маршалл Голдман считает, что у Саакашвили не было другого выбора: «Грузия видела в таком развитии событий угрозу своей территориальной целостности. Они считали, что Россия создает напряженность в регионе, поддерживая и разжигая стремление Южной Осетии и Абхазии к отделению. Ситуация сложилась очень сложная, что и привело к конфликту. Я не знаю, что можно было бы сделать по-другому. Саакашвили поступил так, как должен был, по его мнению, поступить грузинский патриот, человек, который верил в Грузию, и был возмущен тем, что Россия вмешивается в ее внутренние дела».

В конце августа прошлого года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Оксана Антоненко из Международного института стратегических исследований в Лондоне говорит, что только Никарагуа последовала примеру России: «Большинство членов международного сообщества, включая, естественно, Грузию, считают Южную Осетию и Абхазию частью Грузии. Хотя они признают, что в обозримом будущем трудно представить себе, что Тбилиси сможет обрести контроль над этими территориями».

В ходе недавней поездки в Тбилиси вице-президент США Джо Байден предупредил грузинского лидера, что применение военной силы для возвращения контроля над Южной Осетией и Абхазией невозможно.

С этим согласны эксперты. Но в то же время, учитывая сложившуюся ситуацию, они не представляют, как Саакашвили сможет выполнить одно из своих обещаний – добиться интеграции отколовшихся территорий в состав Грузии.

XS
SM
MD
LG