Линки доступности

Индекс уровня свободы прессы: Россия на 149-м месте


Индекс опубликован Международной правозащитной организацией «Репортеры без границ»

Международная правозащитная организация «Репортеры без границ» опубликовала ежегодный индекс уровня свободы слова в странах мира, в котором Россия заняла 149-е место.

В своем докладе организация отметила многочисленные случаи задержаний журналистов в России, но главной проблемой она назвала «наступление на свободу Интернета в стране».

Согласно докладу, Россия потеряла один пункт по сравнению с предыдущим годом.

В качестве примера нарушения свободы слова «Репортеры без границ» приводят задержания не менее 15 журналистов на акции Алексея Навального "Он нам не царь" в мае 2018 года.

Как отмечается в докладе, тогда полиция применила силу к сотрудникам СМИ, хотя они демонстрировали документы, подтверждающие их профессиональный статус.

Также правозащитники встревожены «отсутствием каких-либо результатов» в расследовании о нападении на группу журналистов, которое произошло на границе Ингушетии и Чечни в марте 2016 года.

Тем не менее самой главной проблемой для СМИ в России «Репортеры без границ» называют наступление на свободу Интернета.

«Попытка закблокировать шифрованный мессенджер Telegram — это явный признак того, что Москва всерьез намерена продвигаться к заявленной цели создания "суверенного Интернета", основанного на китайской модели,— говорится в докладе.— Пока что речь идет о попытках преодолеть технические препятствия на пути реализации этих намерений, но Кремль продолжает усиливать контроль над основным источником информации для молодежи, которая все меньше подвержена действию телевизионной пропаганды».

«Репортеры без границ» заявляют, что в России «вводится цензура поисковиков, блокируются инструменты для обхода цензуры, навязывается обязанность для информационных платформ сотрудничать с ФСБ».

«Мысль, ноу-хау, технологии идут туда, где свобода» – комментарий экспертов

Как заметил в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» блогер, в прошлом генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко поскольку зачистка традиционных СМИ в стране давно закончена, и единственным пространство свободы слова и мысли остался Интернет, то немудрено, что именно на него сейчас власть и направляет основные удары.

«Кроме того тут налицо еще другой фактор: Интернет становится основным средством коммуникации, особенно среди молодых людей, хотя и не только, – уточнил он. – Об этом, в частности, свидетельствует такой объективный показатель, как реклама. В прошлом году, по итогам подсчета аналитиков, объем рекламы в Интернете превысил объем рекламы на телевидении. В данном случае справедливо выражение, что деньги не обманешь. Это очень важный показатель, и понятно, почему власти испытывают большое желание задушить Интернет».

По мнению журналиста, принятый Госдумой на днях в третьем чтении законопроект о «суверенном» Интернете — самая радикальная попытка в этом направлении.

Рейтинг свободы прессы
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:14 0:00

В свою очередь, вице-президент Европейской федерации журналистов Надежда Ажгихина в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» сказала, что недавнее заявление российского ПЕН-клуба, в который входит Ассоциация «Свободное слово» как раз было посвящено последним законодательным инициативам Госдумы РФ в сфере Интернета. Также, по ее словам, некоторые из внедренных в практику законов уже привели к увеличению количества блокировок интернет-ресурсов и дальнейшим ограничениям в области свободы слова.

«Особое беспокойство у нас вызвал законопроект о так называемом суверенном Интернете, – добавила она. – Он невероятно размыт, не продуман, и никто не знает, насколько реально его применение. Документ был раскритикован многочисленными общественными организациями, включая Совет по правам человека, тем не менее его приняли в третьем чтении. Все это свидетельствует об отсутствии нормального диалога между обществом и властью».

Складывается впечатление, что люди, принимающие важнейшие для страны решения, плохо информированы о том, как должны функционировать медиа, как устроен Интернет и каково значение качественной журналистики, констатировала Надежда Ажгихина: «Им кажется, что это сфера обслуживания их интересов. Еще одна проблема: Интернет становится источником повышенной опасности для журналистов. Кибертроллинг и угрозы в сети, в том числе угроза жизни и сексуального насилия – это сегодняшняя реальность. Причем, женщины втрое чаще подвергаются атакам, чем мужчины. И, увы, это тренд всеобщий, присущий не только России».

Согласно докладу правозащитной организации «Репортеры без границ», хуже всего ситуация со свободой слова в Туркменистане, Северной Корее и Эритрее, замыкающих список, в который всего включено 180 стран.

По оценке Игоря Яковенко, тенденция со свободой слова в России вполне очевидна и плачевна: «До тех пор, пока в стране будет править путинский режим, пока Путин не предстанет перед Международным судом в Гааге или российским судом, ситуация не улучшится, а скорее всего ухудшится. Потому что другого варианта сейчас не просматривается. Ведь положение Кремля и его информационной обслуги абсолютно тупиковое. Нет никаких перспектив оживить экономику, замедлить снижение уровня жизни, на внешнеполитической арене – сплошные неудачи».

Как представляется журналисту, властям остается единственное – закручивать гайки, еще сильнее сокращать пространство свободы слова и «совершать абсурдные действия, которые лишь ухудшают ситуацию»: «Потому что без свободы слова не может быть нормально развивающейся страны с процветающей экономикой».

Мысль, ноу-хау, технологии идут туда, где свобода, резюмировал экс-глава Союза журналистов России.

С точки зрения Надежды Ажгихиной, судьба свободы слова в каждой конкретной стране зависит не только от рейтингов и принимаемых законов, но и от активной позиции граждан.

«Если журналисты постоянно работают в зоне повышенного риска, то уже трудно говорить о какой-либо свободе слова, – подчеркнула она. – А так происходит, к сожалению, во многих странах, включая Россию. Общество очень часто остается безразличным. Те же, кто пытается добиться справедливости, остаются в одиночестве».

К тому же в России в довершении ко всему отсутствует профессиональная солидарность среди журналистов, заключила Надежда Ажгихина.

XS
SM
MD
LG