Линки доступности

Как живут российские НКО, признанные «иностранными агентами»?


foreign agent
foreign agent

Правозащитники и социологи говорят, что находятся под постоянной угрозой штрафов и сталкиваются с другими ограничениями

ЛОНДОН – В декабре Россия ужесточила закон о так называемых «иностранных агентах», под который теперь могут попасть иностранные СМИ, работающие в стране.

В соответствии с этим законом власти могут требовать, чтобы СМИ указывали, что они являются «иностранными агентами», а также предоставляли детальные сведения о персонале и финансировании.

«Голос Америки» стал одной из медиаорганизаций, признанных «иностранными агентами».

Подобный закон был принят в 2012 году в отношении организаций гражданского общества, получающих поддержку из-за рубежа.

В региональном офисе правозащитной организации «Мемориал» в Ингушетии ранее в этом месяце камера слежения засняла двух человек, которые поднимаются по лестнице, после чего поджигают здание.

Как живут российские НКО, признанные «иностранными агентами»?
please wait

No media source currently available

0:00 0:02:45 0:00

Власти отрицают какую-либо причастность к этой атаке.

«Мемориал» уже давно стал мишенью в связи с его работой по документированию исторических преступлений советской эпохи и современных нарушений прав человека.

В 2015 году организацию признали «иностранным агентом» и обвинили в получении денег от Национального фонда демократии США, Еврокомиссии и других источников.

«Нам приходится проводить много времени в суде, – сказал Кирилл Коротеев, юридический директор «Мемориала». – Приходится тратить много времени на свою защиту, поскольку мы находимся под жестким контролем государства, а это означает, что даже малейший промах, как его видит государство, ведет к штрафу или угрозе закрытия».

Для многих закон об «иностранных агентах» является отголосоком преследований предполагаемых антисоветских шпионов в сталинскую эпоху.

«Сама эта фраза, несомненно, заимствована из периода «Большого террора», – продолжал Коротеев. – Это довольно очевидно».

«Левада-Центр» проводит социологические исследования и опросы. Он тоже был признан «иностранным агентом», в связи с чем ему запрещено работать в предстоящей в России кампании по выборам президента.

«Никто не пытается понять, для каких целей использовались иностранные деньги, и это не имеет значения, – сказал представитель «Левада-Центра» Денис Волков. – Самое важное, что когда этот ярлык уже навешан, все начинает выглядеть так, будто в этом есть что-то тайное. Этот ярлык означает, что человек работает на иностранцев, а если он работает на иностранцев, то значит, что он против России».

Москва утверждает, что закон направлен на противодействие нечистоплотному иностранному вмешательству в российскую политику.

На улицах Москвы мало кто захотел говорить на эту тему. Те, кто согласились, выражали поддержку правительству.

«Я поддерживаю все, что отвечает национальным интересам, все, что идет нам на пользу, – отметила Екатерина, жительница Калининграда. – Это мне нравится. Может быть, я патриот, но мне кажется, что мы обойдемся без всех этих иностранных вещей».

Правозащитники из Human Rights Watch говорят, что закон привел к негативным результатам: к сентябрю 2017 года Россия объявила «иностранными агентами» 158 организаций, а суды приговорили тех, кто с этим не соглашался, к огромным штрафам.

По оценкам наблюдателей, около 30 организаций гражданского общества были закрыты.

XS
SM
MD
LG